Главная Выпуски 2021, №3 (39)

Реализация элективных дисциплин социально-гуманитарного профиля как средство гуманизации и гуманитаризации среднего профессионального образования

Философия образования , УДК: 378.141 DOI: 10.25688/2078-9238.2021.39.3.08

Авторы

  • Казенина Анна Анатольевна кандидат философских наук, кандидат философских наук
  • Чёрненькая Светлана Васильевна доцент, кандидат философских наук

Аннотация

В статье рассматривается возможность включения элективных дисциплин социально-гуманитарного профиля в вариативную часть образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых образовательными организациями Москвы. Авторами статьи проведен анализ нормативно-правового сопровождения и методического обеспечения проектирования и реализации данного образовательного цикла, в ходе которого были выявлен ряд проблем, препятствующих модернизационным процессам в сфере профессионального образования. Обосновывая необходимость расширения содержания социально-гуманитарной предметной области в образовательных программах среднего профессионального образования, раскрываются основные положения государственной образовательной и молодежной политики в части выполнения мероприятий по созданию условий для развития у обучающихся гражданской и культурной идентичности, навыков межкультурной и межнациональной коммуникации в условиях современного мира. В этой связи делается акцент на целях и задачах, поставленных государством и обществом перед системой образования, выполнение которых возможно в случае пересмотра традиционных управленческих, организационных и методических подходов к осуществлению образовательной деятельности. В основу концепции модернизации среднего профессионального образования за счет включения элективных дисциплин положен опыт реализации общеуниверситетских элективных модулей в формате Liberal Arts, практикуемом на программах бакалавриата в Московском городском педагогическом университете. В статье представлены основные положения концепции, принципы и подходы, применение которых позволит улучшить качество гуманитарной подготовки обучающихся, повысить мобильность содержания среднего профессионального образования к изменениям социокультурной среды, обеспечить преемственность с высшим образованием уровня бакалавриат.

Как ссылаться

Казенина, А. А. & Чёрненькая, С. В. (2021). Реализация элективных дисциплин социально-гуманитарного профиля как средство гуманизации и гуманитаризации среднего профессионального образования Вестник МГПУ, серия «Философские науки», 2021, №3 (39), 86-96. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2021.39.3.08
Список литературы
1. Закон города Москвы «О молодежи» от 30.09.2009 № 39 (с изменениями на 10.06.2020) [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/292905/ (дата обращения: 04.05.2021).
2. Паспорт национального проекта «Образование» (утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). [Электронный ресурс] // Департамент образования города Севастополя: официальный сайт. URL: http://do.sev.gov.ru/images/document/Pasport_naciona_proekta_Obrazovanie_compressed.pdf (дата обращения: 04.05.2021).
3. Письмо Министерства образования науки Российской Федерации от 27.02.2018 № 06-341 "О методических рекомендациях" [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_295925/ (дата обращения: 04.05.2021).
4. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года (одобрено Коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации (протокол от 18.06.2013 № ПК-5вн). [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. URL: https://docs.cntd.ru/document/456016920 (дата обращения: 04.05.2021).
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04.05.2021).
6. Федеральный Закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 № 489-ФЗ. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/ (дата обращения: 04.05.2021).
7. Казенина А. А. Роль современного российского гуманитарного образования в преодолении социокультурного кризиса // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки». 2021. № 4 (32). С. 82-86.
8. Казенина А. А., Сахарова М. В. Дисциплина «Великие книги» в рамках реализации программы Liberal Arts (опыт МГПУ) // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки». 2021. № 1 (37). С. 75-81.
9. Черненькая С. В. Герменевтические практики в современном образовательном пространстве // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки». 2019. № 2 (30). С. 90-95.
10. Черненькая С. В. Традиции университетского образования в современном информационном пространстве // Философия коммуникации: университетское образование в социокультурной динамике информационного общества / под ред. С. В. Клягина, О. Д. Шипуновой. СПб.: Санкт-Петербургский политехнический ун-т Петра Великого, 2015. С. 186-194.
Скачать файл .pdf 289.57 кб