Главная Выпуски № 3 (55)

Н. И. ФЕШИН И ГОРЫ ТАОСА

Философия культуры , УДК: 7.071.1: 551.432: 75.047 DOI: 10.24412/2078-9238-2025-355-65-77

Авторы

  • Яковлева Елена Людвиговна доктор философских наук, кандидат культурологии, доцент

Аннотация

Многие аспекты жизни и творчества художника остаются вне поля зрения исследователей. К числу таких элементов можно отнести окружающий творца природный ландшафт. Его избранность гением указывает на определенную значимость, что делает актуальным изучение взаимосвязи природного территориального комплекса как места жительства и художника. Цель статьи — проанализировать роль природного ландшафта в жизнедеятельности гения. Объектом исследования стала проблема влияния таосских гор на художника Н. И. Фешина. Методами научной работы избраны аналитический и герменевтический. В результате проработки вопроса выяснилось, что краткий период проживания в Таосе (1927–1933) стал для Николая Ивановича Фешина новым периодом творческого взлета. Выбор Таоса был неслучайным. Художник нашел в нем созвучное себе пространство, удовлетворяющее его физические и духовно-эстетические потребности. Особое впечатление на Николая Ивановича произвели таосские горы. Они выступили для мастера в качестве символа силы, устойчивости, величия. Своим названием — Кровь Христа — горы напоминали Николаю Ивановичу о право- славной вере и отце. Они олицетворяли внутреннее одиночество художника, тяжелый путь духовных исканий и достигнутые вершины в творчестве. Мастер восхищался их красотой в разное время суток/года. Немногочисленные горные пейзажи свидетельствуют о сакральности таосского пространства для Н. И. Фешина. Природные красоты Таоса с их переходами от гор к равнинам и разломам одновременно символизировали непростую и изменчивую судьбу художника. Поднятая проблема воздействия горных ландшафтов на творчество и их взаимосвязь с судьбой художника представляется довольно актуальной. Она позволяет переосмыслить творческие поиски гения, по-новому понять его творения и раскрыть особенности внутреннего мира.

Как ссылаться

Яковлева, Е. Л. (2025). Н. И. ФЕШИН И ГОРЫ ТАОСА Вестник МГПУ, серия «Философские науки», № 3 (55), 65. https://doi.org/10.24412/2078-9238-2025-355-65-77
Список литературы
1. 1. Тулузакова Г. П. Николай Фешин и Таос. Новые материалы // Зарубежная Россия 1917–1945 / отв. ред. В. Ю. Черняев. СПб.: Лики России, 2004. С. 348–353.
2. 2. Тулузакова Г. П. Николай Фешин. Санкт-Петербург: Золотой век, 2007. 482 с.
3. 3. Нащокина М. В. Усадьба Николая Фешина в Таосе (От неорусского стиля к ар-деко) // Архитектурное наследие русского зарубежья: вторая половина XIX – первая половина XX века / сост. С. С. Левошко. СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. С. 335–349.
4. 4. Тулузакова Г. П. Резьба по дереву в творчестве Н. И. Фешина // Искусство резьбы по дереву в тюркском мире: история и современность: материалы Международного симпозиума. Вып. 4 / сост. Р. Р. Султанова, Л. М. Шкляева; под ред. Р. Р. Султановой. Казань: Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН Республики Татарстан. С. 257–266.
5. 5. Батомункуева С. Р. Культ гор в социокультурном пространстве // Кронос. 2019. № 9 (36). С. 46–49.
6. 6. Бигуаа В. А. Символические образы камня и гор в литературах народов Абхазии и Северного Кавказа // Studia Litterarum. 2021. Т. 6. № 4. С. 344–371. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2021-6-4-344-371
7. 7. Николай Фешин. К 140-летию со дня рождения. Из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан: каталог / сост. С. Е. Новикова, Е. Е. Панина. Казань: Заман, 2021. 96 с.
8. 8. Минделл А. На краю жизни и смерти. Кома: ключ к пробуждению / пер. с англ. В. Самойлова. М.: Ганга, 2022. 192 с.
9. 9. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М.: Языки русской культуры, 1999. 464 с.
10. 10. Бойм С. Будущее ностальгии / пер. с англ. А. Стругача. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 680 с.
11. 11. Николай Фешин. Из музейных и частных собраний России. К 140-летию со дня рождения: альбом-каталог. Казань: Заман, 2021a. 448 с.
12. 12. Рерих Н. К. Алтай – Гималаи. М.: Мысль, 1974. 350 с.