Главная Выпуски № 3 (55)

ЭТИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исследования молодых ученых , УДК: 130.2 DOI: 10.24412/2078-9238-2025-355-86-94

Авторы

  • Спирина Анастасия Павловна

Аннотация

В статье рассматривается этическая проблема сепарации ученика от наставника, возникающая в процессе трансляции социокультурного опыта. Актуальность данного исследования заключается в том, что особенности наставнических отношений в контексте современной префигуративной культуры претерпевают изменения, так как традиционные механизмы передачи опыта утрачивают свою значимость. Особое внимание уделяется двум концепциям наставничества — стратегической и коммуникативной, — основанным на теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Показано, что эффективное наставничество в современных условиях возможно только при синтезе обоих подходов. Исследуются исторические и философские аспекты проблемы, включая анализ взглядов античных философов, христианских мыслителей и представителей современной философской мысли. Обосновывается необходимость реализации коммуникативного действия в наставнической деятельности для установления диалога между субъектами, способствующего смыслотворчеству и самостоятельной совместной деятельности.

Как ссылаться

Спирина, А. П. (2025). ЭТИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вестник МГПУ, серия «Философские науки», № 3 (55), 86. https://doi.org/10.24412/2078-9238-2025-355-86-94
Список литературы
1. 1. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика: сборник статей. М.: Касталь, 1993. С. 16–200.
2. 2. Риккерт Г. О системе ценностей // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / пер. с нем. М.: Республика, 1998. С. 365–391.
3. 3. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Избранные произведения / пер. с нем. А. В. Денежкина, А. Н. Малинкина, А. Ф. Филлипова; под ред. А. В. Денежкина. М.: Гнозис, 1994. С. 259–338.
4. 4. Гартман Н. Этика / пер. с нем. А. Б. Глаголева; под ред. Ю. С. Медведева и Д. В. Скляднева. СПб.: Владимир Даль, 2002. 707 с.
5. 5. Bhabha H. The location of culture. London; New-York: Routledge, 1994. 285 p.
6. 6. Мид М. Культура и мир детства: избранные произведения / пер. с англ. Ю. А. Асеева; отв. ред. И. С. Кон. М.: Наука, 1988. 429 с.
7. 7. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе / пер., ст. и коммент. И. С. Соболевского. М.: Наука, 1993. C. 8–152.
8. 8. Habermas J. The theory of communicative action. London: Heinemann, 1984. 463 p.
9. 9. Dwivedula R., Singh P. A qualitative approach to understand generation Z work motivation // European Journal of Behavioral Sciences. 2021. Vol. 4. № 2. P. 1–17. https://doi.org/10.33422/ejbs.v4i2.542
10. 10. Niezurawska J. Motivation of generation Z // Managing Generation Z: Motivation, engagement and loyalty / edited by J. Niezurawska, R. A. Kycia, A. Niemczynowicz. New York; London: Routledge, 2023. P. 7–30.
11. 11. Мамардашвили М. К. Картезианские размышления (январь 1981 года) // Мамардашвили М. К. Философские чтения. СПб.: Азбука-классика, 2002. С. 505–816.
12. 12. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 1994. С. 6–216.
13. 13. Беляева Е. В. Нравственные ценности эпохи постмодерна // Философия и социальные науки. 2010. № 1. С. 60–64.
Скачать файл .pdf 266.36 кб