Главная Выпуски 2022, №3 (43)

ТРАНСФОРМАЦИЯ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ЦИФРОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Философия культуры , УДК: 316.752 DOI: 10.25688/2078-9238.2022.43.3.4

Авторы

  • Трубина Наталья Алексеевна кандидат философских наук
  • Миркушина Лия Рафиковна кандидат философских наук

Аннотация

Статья посвящена активному развитию цифровизации обществен- ной жизни, усиленным фактором которой стала пандемия коронавируса, в результате чего происходит процесс перемещения коммуникации в цифровое пространство, транспонируя за собой и вектор ценностных отношений общества. Цель исследова- ния заключалась в верификации гипотезы о трансформации моральных ценностей в цифровой коммуникации с помощью эмпирического метода. В результатах исследо- вания установлено, что формируются предпосылки к изменению; это отличает данное исследование от предшествующих, в которых ранее был установлен факт полной трансформации моральных ценностей и переход современного молодого поколения к ценностям цифровой среды. Было установлено, что для современного молодого по- коления традиционные моральные ценности, в частности любовь и дружба, все также остаются значимыми, несмотря на то что переходят в цифровой формат. На сегод- няшний день не сформирован кодекс морали для построения отношений в цифровой среде, поэтому отследить состояние моральных ценностей в цифровой коммуникации, имеющих релятивный характер, без обращения к эмпирическим методам невозможно. Значимость решения данной проблемы через обозначенный подход определяется тем, что человек и моральные ценности в цифровой реальности — это новое проблемное поле современной философской антропологии и аксиологии. От состояния моральных ценностей в современной цифровой среде зависит будущее общества, его духовно- нравственные основы. Дополнительное внимание к проблеме ценностей в цифровой коммуникации поможет в решении этических принципов и формированию в будущем стабильной обстановки в обществе, снижению тревожности, психологической напря- женности. Комплексные характеристики дают возможность в полной мере оценить масштабы и динамику этапа цифрового перехода, его риски, ведь такая социальная повестка повлечет за собой корректировку стратегии на государственном уровне.

Как ссылаться

Трубина, Н. А. & Миркушина, Л. Р. (2022). ТРАНСФОРМАЦИЯ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ЦИФРОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Вестник МГПУ, серия «Философские науки», 2022, №3 (43), 44. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2022.43.3.4
Список литературы
1. 1. Баева Л. В. Информационная этика в условиях развития электронной культуры. // Информационное общество. 2020. № 6. С. 36–46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44506330
2. 2. Данилкина Т. В. Антропологические и аксиологические аспекты анонимности коммуникации // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2021. № 2. С. 176–188. DOI: 10.24412/2071-6141-2021-2-176-188
3. 3. Касавина Н. А. Человек и техника: амбивалентность электронной культуры // Эпистемология и философия науки. 2018. № 55 (4). С. 129–142. DOI: 10.5840/eps201855479
4. 4. Красноярова Н. Г., Трубина Н. А. Модальности любви в бытии человека // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2013. № 12. С. 126–130. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21041289
5. 5. Молчан Э. М. Влияние цифровизации на формирование духовно-нравственных ценностей субъектов взаимодействия в эпоху глобализации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. № 2. С. 55–66. DOI: 10.18384/2310-7227-2019-2-55-66
6. 6. Осинцева Н. В., Муратова И. А. Трансформация этических ценностей в условиях развития цифровых технологий // Манускрипт. 2020. № 13 (1). 171–175. DOI: 10.30853/manuscript.2020.1.35
7. 7. Подстрахова А.В. Поколение «цифрового века»: жизненные ориентиры и образовательные ценности. // Молодой ученый. 2019. № 15 (253). С. 287–290. URL: https://moluch.ru/archive/253/58044/
8. 8. Усманова Л. Р., Баева Л. В. Женщина как хранитель семейных ценностей в России (на основе анализа философского творчества В. В. Розанова) // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2013. № 1 (34). С. 161–165. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18981966
9. 9. Фактор А. М., Камолов С. Г., Никандорова А. А. Человеческие ценности в цифровую эпоху // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2018. № 2 (21). С. 86–103. URL: http://smart-city.institute/researches/FactorSoavtors_2_18_1.pdf
10. 10. Чудакова Е. А., Баторова Т. В. Влияние Интернета на нравственные ценности молодежи. 2018. URL: https://videouroki.net/razrabotki/vliianiie-intiernieta-nanravstviennyie-tsiennosti-molodiezhi.html
11. 11. Barque-Duran А., Pothos E., Hampton J. A., Yearsle J. M. Contemporary morality: Moral judgments in digital contexts // Computers in Human Behavior. 2017. № 75. P. 184–193. DOI: 10.1016/j.chb.2017.05.020
12. 12. Botz-Borstein T. Virtual Reality and Dreams. Towards the Autistic Condition? // Philosophy in the Contemporary World. 2004. № 11 (2). P. 43–49. DOI: 10.5840/pcw200411218
13. 13. Boyd D. Social network sites as networked publics: Affordances, dynamics, and implications // Networked Self: Identity, Community, and Culture on Social Networking Sites, edited by Z. Papacharissi. 2011. P. 39–58. URL: https://www.danah.org/papers/2010/SNSasNetworkedPublics.pdf
14. 14. Dijk J. Van. The Network Society. Social Aspects of New Media. 2006. URL: http://www.bookre.org/reader?file=1244491
15. 15. Kramer E., Faustino M. Reconstructing Professional Philosophy: Lessons from Philosophy as a Way of Life During a Time of Crises // Revista Portuguesa de Filosofia. 2021. № 77 (2–3). P. 513–546. URL: https://doi.org/10.17990/rpf/2021_77_2_0513
16. 16. Papacharissi Z. The Virtual Geographies of Social Networks: A comparative analysis of Facebook, Linked In and ASmallWorld // New Media & Society. 2009. № 11. P. 199–220. URL: https://www.academia.edu/4714527/The_virtual_geographies_of_social_networks_a_comparative_analysis_of_Facebook_LinkedIn_and_ASmallWorld
17. 17. Patridge S. The Incorrigible Social Meaning of Video Game Imagery // Ethics and Information Technology. 2011. № 13. P. 303–312. DOI: 10.1007/s10676-010-9250-6
18. 18. Toffler A., Toffler H. Revolutionary Wealth. Knopf Doubleday Publishing Group, 2007. 512 p. URL: https://books.google.ru/books?id=bhIR2PD6zaoC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false
19. 19. Touraine A. After the Crisis. Polity Press, Cambridge, 2014. 180 p. URL: https://www.academia.edu/11867367/Alain_Touraine_After_the_Crisis_Polity_Press_Cambridge_2014_180pp
Скачать файл .pdf 322.56 кб