Главная Выпуски 2022, №2 (42)

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУРСА «МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

Философия образования , УДК: 001.89 DOI: 10.25688/2078-9238.2022.42.2.04

Авторы

  • Данилова Вера Софроновна Доктор философских наук, доцент
  • Кожевников Николай Николаевич Доктор философских наук

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена научной миссией современного университета и широкой распространенностью рассматриваемого курса. Основными целью и задачами настоящей статьи является показать, что развитие методологии науки может осуществляться только в тесной взаимосвязи с философией. Первый этап курса включает в себя анализ исходных понятий, характеризующих научный метод и методологию, критериев научности знания, а также сопутствующих им терминов и концепций. Большое внимание уделено классификации методов научного познания, подразделенных на шесть групп. Три из них: философские, общелогические и общенаучные — рассмотрены подробно. Также проанализирована эволюция научных методов, обусловленная становлением рациональности на классическом, неклассическом, постнеклассическом этапах развития науки. Подробно рассмотрены универсальные научные методы: системный, метод биосферного и ноосферного класса наук, синергетический, кибернетический. Показано, что значение для философского и научного обоснования рационального познания имеют методологические принципы, проанализированные в статье: верифицируемости, фальсифицируемости, наблюдаемости, простоты, соответствия, или преемственности, инвариантности или симметрии, согласованности или системности. Их дополняют основные положения и концепции эпистемологии и онтологии, рассмотренные для классического, неклассического и постнеклассического этапов. На третьем этапе методология научного исследования рассмотрена с точки зрения философии, так же как и развивающие ее универсальные философские методы: феноменологические, герменевтические, а также методы семиотики. Значение этих методов огромно, каждый из них активно используется в любом современном философском направлении.

Как ссылаться

Данилова, В. С. & Кожевников, Н. Н. (2022). ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУРСА «МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» Вестник МГПУ, серия «Философские науки», 2022, №2 (42), 41. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2022.42.2.04
Список литературы
1. 1. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии: пер. с нем. Т. I. Общее введение в чистую феноменологию. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 336 с.
2. 2. Илларионов С. В. Теория познания и философия науки. М.: РОССПЭН, 2007. 536 с.
3. 3. Карпов А. О. Образование будущего: репродуктивно-продуктивный переход // Вопросы философии. 2021. № 1. С. 5–16. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-1-5-16
4. 4. Король А. Д. Самоидентичность человека как проблема образовательного пространства и времени // Вопросы философии. 2021. № 5. С. 26–35. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-5-26-35
5. 5. Овчинников Н. Ф. Принципы теоретизации знания / Ин-т философии РАН. М., 1996. 215 с.
6. 6. Пригожин И. Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой: пер. с англ. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 312 с.
7. 7. Поппер К. Р. Объективное знание. Эволюционный подход / пер. с англ. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 384 с.
8. 8. Савчук В. В., Очеретяный К. А. Цифровой поворот: глобальные тенденции и локальные специфики // Вопросы философии. 2021. № 4. С. 5–16.
9. 9. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2006. 384 с.
10. 10. Степин В. С. Саморазвивающиеся системы: стратегии познания и деятельности // Труды III Российского философского конгресса. Пленарные доклады. Ростов н/Д, 2003. С. 42–65.
11. 11. Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 744 с.
12. 12. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: хрестоматия / сост.: А. А. Печенкина. М.: Логос, 1996. 400 с.
13. 13. Швырев В. С. Методология. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон+, 2009. 1248 с.
14. 14. Contemporary Issues and Challenges in Humanities, Arts and Higher Education / Ed. by C. Cozma. Bucharest: Eikon Publishing House, 2020. Р. 49–64. ISBN: 978-606-49-0280-1
15. 15. Kozhevnikov N., Danilova V. Methodological aspects of post-non-classical philosophy and science based on the coordinate system of deterministic chaos // Agathos: An international review of the humanities and social sciences. 2020. Vol. 11. № 2 (21). Р. 98–104.
16. 16. Kozhevnikov N. Being as a Text of “Things in Existence”, Formed by the World Coordinate System Based on Limiting Dynamic Equilibria // Agathos: An international review of the humanities and social sciences. 2019. Vol. 10. № 2 (19). P. 95–103.
17. 17. Kozhevnikov N., Danilova V. S. Life and Human Life in the System of World Coordinates on the Basis of Extreme Dynamic Equilibriums // Analecta Husserliana, Eco-Phenomenology: Life, Human Life, Post-Human Life in the Harmony of the Cosmos. 2018. Vol. CXXI. № 121. Р. 187–178.
18. 18. Danilova V. S. Two Major Areas of Interaction with Culture and Society for the Modern Man // Agathos: An International Review of the Humanities and Social Sciences. 2021. Vol. 12. № 2. P. 187–197.
Скачать файл .pdf 376.54 кб