Главная Выпуски 2022, №2 (42)

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВООБРАЖЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ: РОЛЬ ИНТУИЦИИ В СОЗДАНИИ ГЕРОЕВ

Философия культуры , УДК: 159.954 DOI: 10.25688/2078-9238.2022.42.2.06

Авторы

  • Маслова Анастасия Владиленовна Кандидат философских наук

Аннотация

Статья посвящена исследованию психологического воображения, которое активизируется в процессе создания характеров героев литературного произведения, а также в процессе восприятия другого человека. Рассматривается воображение как когнитивная способность, являющаяся частью сознания и имеющая силу воздействия на психологическую реальность человека. С одной стороны, воображение является связующим звеном между восприятием и целостным образом реальности; с другой стороны, оно позволяет выйти за пределы собственной личности и увидеть многообразие проявления другого способа существования. В качестве основы для анализа берется концепция ядерных аффектов, созданная на стыке психиатрии, психологии и философии, в основе которой лежит реальная психиатрическая практика. Согласно этой концепции существуют три различных модуса человеческого бытия, каждый из которых по-своему размыкает реальность. Причем каждый человек обладает лишь одним из трех способов существования, что ограничивает его восприятие мира. Однако воображение как возможность трансценденции позволяет выйти за пределы своей психологической ограниченности и буквально увидеть сущностные качества другого, отличного от своего способа существования. Более того, такое воображение становится психологическим, поскольку направлено на понимание через чувствование ядерной структуры другого человека или героя литературного произведения. В данной работе концепция ядерных аффектов позволяет сформулировать значимость психологического воображения как способность видеть целостность человеческой природы. На примере создания героев романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» демонстрируется работа психологического воображения как мгновение психологического достраивания личностей героев, что соответствует функции интуиции. Именно интуиция как пограничная способность между сознательным и бессознательным включается в творческий процесс работы психологического воображения. Таким образом, мы получаем гибридную интуитивную способность проникать в сущностную, ядерную структуру психики человека.

Как ссылаться

Маслова, А. В. (2022). ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВООБРАЖЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ: РОЛЬ ИНТУИЦИИ В СОЗДАНИИ ГЕРОЕВ Вестник МГПУ, серия «Философские науки», 2022, №2 (42), 66. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2022.42.2.06
Список литературы
1. 1. Бажанов В. А. Социально-культурная революция в нейронауке: новые грани кантианской программы // Вопросы философии. 2016. № 8. С. 126–138.
2. 2. Вельтищев Д. Ю. Аффективная модель стрессовых расстройств: психическая травма, ядерный аффект и депрессивный спектр // Социальная и клиническая психиатрия. 2006. Т. 1. № 3. С. 104–108.
3. 3. Вилирио П. Машина зрения. СПб.: Наука, 2004. 140 с.
4. 4. Гаспарян Д. Э. Феноменология без трансцендентального субъекта: нейрофеноменология и энактивизм в поисках перспективы от первого лица // Философский журнал. 2020. Т. 13. № 1. С. 80–96.
5. 5. Диспенза Д. Сверхъестественный разум. Как обычные люди делают невозможное с помощью силы подсознания. М.: Э, 2018. 560 с.
6. 6. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. 1994. № 2. С. 110–122.
7. 7. Кон Э. Как мыслят леса: к антропологии по ту сторону человека. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. 344 с.
8. 8. Конева А. В. Понятие и структура социального воображения // Вопросы философии. 2016. № 5. С. 51–60.
9. 9. Лазарус А. Мысленным взором: образы как средство психотерапии. М.: Класс, 2000. 144 с.
10. 10. Лешкевич Т. Г. «Сознание, творящее реальность». Есть ли выход из словесного лабиринта? // Эпистемология и философия науки. 2018. Т. 55. № 2. С. 220–227.
11. 11. Лызлов А. В., Серавина О. Б., Ковалевская О. Ф. Апатия как ядерный аффект: опыт структурно-психологического анализа // Вопросы психололгии. 2013. № 2. С. 65–79.
12. 12. Лызлов А. В., Серавина О. Б., Ковалевская О. Ф. Тоска как ядерный аффект: опыт структурно-психологического анализа // Вопросы психололгии. 2012. № 5. С. 62–72.
13. 13. Лызлов А. В., Серавина О. Б., Ковалевская О. Ф. Тревога как ядерный аффект: опыт структурно-психологического анализа // Вопросы психологии. 2011. № 4. С. 66–77.
14. 14. Лызлов А. В., Серавина О. Ф., Ковалевская О. Б. Феноменология восприятия и аффективность // Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 101–111.
15. 15. Нанси Жан-Люк. Corpus. М.: Ad marginem, 1999. 255 с.
16. 16. Негус К., Пикеринг М. Креативность. Харьков: Гуманитарный Центр, 2011. 299 с.
17. 17. Ньюберг Э., Уолдман М. Р. Как Бог влияет на ваш мозг: революционные открытия в нейробиологии. М.: Эксмо, 2012. 569 с.
18. 18. Плеснер Г. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. М.: РОССПЭН, 2004. 367 с.
19. 19. Райл Г. Понятие сознания. М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги, 1999. 408 с.
20. 20. Танюшина А. А. Виртуальный реализм, информационная онтологиясознания и структурный реализм в философии Дэвида Чалмерса // Философский журнал. 2021. Т. 14. № 4. С. 53–64.
21. 21. Шохин В. К. Так называемый парадокс художественной литературы и трансцендентальныя онтология // Философский журнал. 2021. Т. 14. № 1. С. 20–35.
Скачать файл .pdf 348.94 кб