Главная Выпуски 2021, №4 (40)

Туризм как система социальной практики: социально-философский анализ

Социальная философия , УДК: 304.44 DOI: 10.25688/2078-9238.2021.40.4.03

Авторы

  • Пенкина Н В доцент, кандидат философских наук
  • Чернявская О В

Аннотация

В настоящее время в научном пространстве отсутствует единый теоретико-методологический подход к обоснованию сущности феномена туризма в целом и феномена туризма как системы социальной практики в частности, тогда как масштабность и темп социальных изменений современного мира ставит перед научным сообществом необходимость обоснования данных понятий. В статье предпринят анализ социально-философских аспектов туризма как системы социальной практики (социально-пространственной организации социокультурной среды) в рамках антропологического, семиотического, коммуникативного, пространственного и экономического подходов. Авторы раскрывают понятие «туризм» через его онтологическую природу, показывают специфику феномена туризма как социальной практики, социокультурного феномена, включающего в себя и способ деятельности, и ценностное содержание одновременно. Социальные практики помогают человеку приобрести социальный опыт, опыт взаимодействия, необходимый для социальной интеграции, для понимания основных принципов социального существования в определенном культурном пространстве. Социокультурная практика туриста позволяет структурировать его социальный опыт в выстраивании новых взаимодействий между различными акторами: местными жителями, персоналом сферы туризма и гостеприимства, другими туристами. Именно теоретико-методологические социально-философские подходы помогают эффективно исследовать туризм как целостный социокультурный феномен, как особый способ освоения и структурирования пространства на уровне личности и индивида в различных моделях общества. На современном этапе возникла необходимость выработки общей теории туризма сквозь призму социально-философского анализа, позволяющего выявить наиболее общие закономерности и тенденции его развития.

Как ссылаться

Пенкина, Н. В. & Чернявская, О. В. (2021). Туризм как система социальной практики: социально-философский анализ Вестник МГПУ, серия «Философские науки», 2021, №4 (40), 37. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2021.40.4.03
Список литературы
1. 1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (ред. от 02.07.2021) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 02.07.2021).
2. 2. Ачмиз А. К. Туризм как сфера общественной жизни: опыт социально-философского исследования: автореф. дис. … канд. филос. наук. Краснодар, 2010. 26 с.
3. 3. Гализдра А. С. Феномен туризма: социально-философский анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук. Саратов, 2006. 22 с.
4. 4. Гурин С. П. Туризм как антропологический феномен [Электронный ресурс] // Топос: литературно-философский журнал. 2004. 23 марта. URL: https://www.topos.ru/article/2169 (дата обращения: 31.08.2021).
5. 5. Гурин С. П. Философия идентичности [Электронный ресурс] // Топос: литературно-философский журнал. 2014. 1 сентября. URL: http://www.topos.ru/article/6727 (дата обращения: 31.08.2021).
6. 6. Информационная культура молодежи // Социально-культурные, информационные и правовые ресурсы развития современного общества. Нижневартовск: Нижневартовский гос. ун-т, 2020. С. 141–160.
7. 7. Каганский В. Л. Ландшафт и культура // Общественные науки и современность. 1997. № 2. С. 160–169.
8. 8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Оникс, 2008. 736 с.
9. 9. Пигров К. С. Социальная философия. СПб.: СПбГУ, 2005. 296 с.
10. 10. Туристско-рекреационная система: теория и практика организации / Н. В. Пенкина [и др.]. Нижневартовск: Нижневартовский гос. ун-т, 2020. 122 с.
11. 11. Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация // Критическая масса. 2003. № 2. С. 124–132.
12. 12. Энциклопедия туризма: справочник. М.: Финансы и статистика, 2001. 364 с.
13. 13. Clifford J. Routes: travel and translation in the late twentieth century. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1997. 408 p.
14. 14. Culler J. Semiotics of Tourism // American Journal of Semiotic. 1981. № l. P. 127–140.
15. 15. MacCannell D. Staged Authenticity: Arrangements of Social Space in Tourist Setting // American Journal of Sociology. 1979. № 3. P. 589–603.
16. 16. MacCannell D. The tourist: a new theory of the leisure class. New York: Schocken, 1988. 280 p.
17. 17. Rojek С. Indexing, Dragging and the Social Construction of Tourist Sights // Touring Cultures: Transformations of Travel and Theory. London: Routledge, 1997. P. 52–74.
18. 18. Rojek С., Urry J. Touring Cultures: Transformations of Travel and Theory. London; New York: Routledge, 1997. P. 1–19.
Скачать файл .pdf 312.83 кб