Главная Выпуски 2021, №4 (40)

Семиотика рекламы Р. Барта

Теория познания , УДК: 165.2 DOI: 10.25688/2078-9238.2021.40.4.07

Авторы

  • Чёрненькая Светлана Васильевна кандидат философских наук, кандидат философских наук

Аннотация

В статье рассмотрен подход французского семиотика Р. Барта к исследованию рекламного сообщения. По Барту, текстовый анализ позволяет привести в движение структуру сообщения и выявить те формы, через которые проявляется и меняется смысл текста. Отмечая, что обыденное представление о рекламе не схватывает все многообразие смыслов, содержащихся в рекламном сообщении, он выделяет некоторые практики его чтения и интерпретации. Сравнивая рекламу с культурным жестом, Барт подчеркивает поливалентность означающего в рекламном сообщении. Вместе с тем он приводит типологию образов (сюжетов) рекламного сообщения. Применение структурного анализа позволит французскому семиотику на примере рекламного сообщения рассмотреть соотношение визуального и вербального кода, раскрыть механизмы идеологического воздействия в визуальных образах, выделить означающие механизмы работы идеологии. В современной культуре массового тиражирования визуальных образов инструменты бартовского анализа рекламы не потеряли своей актуальности. В целом практики чтения и интерпретации визуального образа, выделенные Р. Бартом, могут стать материалом для разработки новых коммуникативных моделей, или, как писал сам Р. Барт, «точками продуктивности», позволяющими продвигать вперед современные исследования.

Как ссылаться

Чёрненькая, С. В. (2021). Семиотика рекламы Р. Барта Вестник МГПУ, серия «Философские науки», 2021, №4 (40), 77. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2021.40.4.07
Список литературы
1. 1. Барт Р. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989a. 616 с. С. 297–318.
2. 2. Барт Р. Эффект реальности // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989b. 616 с. С. 392–400.
3. 3. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989c. 616 с. С. 384–391.
4. 4. Барт Р. Основы семиологии // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. 469 с.
5. 5. Барт Р. Мифологии / пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. 3енкина. М.: Академический Проект, 2008. 351 с.
6. 6. Васюков В. Л., Киселева М. С., Шульга Е. Н. Теоретические модели коммуникации и исторические реконструкции. М.: Наука. 2019. 199 с. ISBN 978-5-02-040226-3
7. 7. Карлуччо Д. Текст как стоп-кадр: Ролан Барт и чтение в современную эпоху // Что нам делать с Роланом Бартом?: мат-лы Междунар. конф., Санкт-Петербург, декабрь 2015 г. / ред.: В. Зенкин, С. Фокин. М.: НЛО, 2018. С. 100–113.
8. 8. Лотман Ю. М. Текст как семиотическая проблема // Лотман Ю. М. Избр. статьи: в 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. 472 с.
9. 9. Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М.: Наука, 1986. 267 с.
10. 10. Черненькая С. В. Семиотические исследования Густава Шпета // Густав Шпет и его философское наследие: у истоков семиотики и структурализма: колл. монография / науч. ред.: Т. Г. Щедрина. М.: РОССПЭН, 2010. С. 446–453.
11. 11. Черненькая С. В. Философия языка: учеб.-метод. пособие. М.: МГПУ, 2017. 120 с.
12. 12. Шульга Н. Н., Букреева А. Н. Воплощение воображаемых образов в художественном творчестве // Проблема воображения в эволюционной эпистемологии / Ин-т философии РАН. М., 2013. С. 166–184.
13. 13. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / пер. с ит. В. Г. Резник, А. Г. Погоняйло. СПб.: Симпозиум, 2006. 544 с.
Скачать файл .pdf 267.72 кб