Авторы
- Шульга Елена Николаевна Доктор философских наук, Доктор философских наук
Аннотация
Предметно-символическое восприятие действительности имеет глубоко укорененную в общественном сознании архаическую природу, восходящую к дописьменной культуре с ее мнемоническими знаками и символикой образов действия. Одной из форм такого действия как раз и является игра. Культура игры
для некоторых архаических цивилизаций имела ритуальный смысл, связанный с магической и религиозной практикой. Особый род игр, восходящий к глубокой
древности, во многих культурах состоял в проверке умения ответить на вопросы любого рода. В древнейших религиозных ритуалах вопросы, которые священнослужители по очереди задают друг другу во время жертвоприношения, хотя и похожи на обычные загадки, но касаются они знаний потусторонних: о священных предметах и тайных именах, о происхождении жизни и повторяемости явлений природы. Священная игра такого рода приводит к возникновению философии, поскольку находиться над обычным течением жизни означает выстраивать определенный миропорядок, отводя в его структуре место и для потустороннего, сакрального, и для обыденного, повседневного. Современный, интеллектуально развитый человек относится к игре не вполне серьезно, однако даже при обсуждении вполне серьезных вопросов, специфика игрового поведения оказывается вполне уместной. Детские игры подготавливают к любому роду человеческой деятельности и при этом они самим действием сохраняют воспоминание о прошлом опыте в том смысле, что этот опыт, по сути дела, длящаяся коммуникация, непрерывность которой воспроизводится в культуре игры, где подражание, захватывая игроков, определяет их способ мышления и действия. Таким образом, игровая культура человеческого общества основывается на структуре миропорядка, восходя при этом, с одной стороны, к древнейшим формам когнитивной деятельности человека (когнитивный онтогенез), а с другой стороны, подготавливая к любому роду человеческой деятель-
ности, определяя способ мышления и действия в будущем (когнитивный филогенез).
Как ссылаться
Шульга, Е. Н. (2021). Игровое кодирование структуры миропонимания Вестник МГПУ, серия «Философские науки», 2021, №4 (40), 67. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2021.40.4.06
Список литературы
1.
1. Васюков В. Л., Киселева М. С., Шульга Е. Н. Теоретические модели коммуникации и исторические реконструкции. М.: Наука. 2019. 199 с. ISBN 978-5-02-040226-3
2.
2. Витгенштейн Л. Философские работы / пер. М. С. Козловой и Ю. А. Асеева. Ч. I. М.: Гнозис, 1994. 520 с.
3.
3. Жирар Р. Козел отпущения / пер. с фр. Г. Дашевского; предисл. А. Эткинда. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. 336 с.
4.
4. Леви-Строс К. Первобытное мышление / пер., вступ. ст. и прим. А. Б. Островского. М.: Республика, 1974. 384 с. ISBN 5-250-01682-6
5.
5. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. 508 с.
6.
6. Найдыш В. М. Наука древнейших цивилизаций. Философский анализ. М.: Альфа-М, 2012. 576 с. ISBN 978-3-98281-345-2
7.
7. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука. 1987. 583 с.
8.
8. Тэйлор Э. Б. Первобытная культура / пер. Д. А. Коропчевский, А. Ивин; под ред. В. К. Никольского. М.: Юрайт, 2019. 742 с. URL: https://urait.ru/bcode/429314 (дата обращения: 11.08.2021).
9.
9. Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / сост., предисл. и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; коммент., указатель Д. Э. Харитоновича. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.
10.
10. Хинтикка Я. О Витгенштейне. Людвиг Витгенштейн — из «лекций» и «заметок» / сост. и ред.: В. А. Суровцева. М.: Канон+; Реабилитация, 2013. 272 с.
11.
11. Яскевич Я. С. Философские проблемы социальной коммуникации. Минск: Вышейшая школа, 2017. 289 с. ISBN 978-985-06-2892-3
12.
12. Althoff G. Rules and Rituals in Medieval Power Games: A German Perspective. Leiden: BRILL, 2019. 294 p. ISBN 9789004408487, 9004408487
13.
13. Arlandis S., Reyes-Torres A. Thresholds of Change in Children`s Literature: The Symbol of the Mirror. // Journal of New Approaches in Educational Research. 2018. Vol. 7. № 2. Р. 125–130. DOI: https://doi.org/10.7821/naer.2018.7.275 (Scopus)
14.
14. Bender A. What Early Sapiens Cognition Can Teach Us: Untangling Cultural Influences on Human Cognition Across Time // Front. Psychol. 2020. Vol. 11. № 99. Р. 1–6. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00099 (Scopus)
15.
15. Eris vs. Aemulatio. Valuing Competition in Classical Antiquity / еds.: C. Damon and C. Pieper. Brill, 2019. 374 p. ISBN: 978-90-04-38396-8
16.
16. Kramsch C. Language as Symbolic Power (Key Topics in Applied Linguistics). Cambridge: Cambridge University Press, 2020. 380 p. DOI: https://doi.
org/10.1017/9781108869386
17.
17. Lewis Hall E., Hill P. Meaning-making, suffering, and religion: a worldview conception // Mental Health, Religion & Culture. 2019. Vol. 22. № 5. Р. 467–479.
DOI: 10.1080/13674676.2019.1625037 (Scopus)
18.
18. Lotem A., Halpern J., Edelman S., Kolodny O. The evolution of cognitive mechanisms in response to cultural innovations // PNAS. 2017. Vol. 114. № 30. Р. 7915–7922. DOI: https://doi.org/10.1073/pnas.1620742114
19.
19. Ritual, Play, and Belief in Evolution and Early Human Societies / eds.: C. Renfrew, I. Morley, M. Boyd. Cambridge: Cambridge University Press, 2018. 339 p.
ISBN 9781108547512, 1108547516
20.
20. Satne G. A Two-Step Theory of the Evolution of Human Thinking // Journal of Social Ontology. 2016. Vol. 2. № 1. Р. 105–116. DOI: https://doi.org/10.1515/jso-2015-0053 (Scopus)