Главная Выпуски 2021, №3 (39)

Образовательный потенциал системомыследеятельностной методологии

Философия и образование , УДК: 37.015.31 DOI: 10.25688/2078-9238.2021.39.3.09

Авторы

  • Злотников Игорь Волдемарович
  • Ключко Ольга Ивановна доктор философских наук, доктор философских наук

Аннотация

Статья посвящена обобщению образовательных новаций, инициированных Московским методологическим кружком. В логике «история - персоналии - понятийный аппарат - образовательные практики» представлены как концептуальные достижения системомыследеятельностной методологии и основные образовательные формы, родившиеся как в деятельностных практиках, так и базовые процессы, протекающие в ходе данных практик. В качестве основного теоретического основания образовательных практик рассматривается фундаментальная работа участников ММК «Педагогика и логика», которая является выдающимся достижением отечественной педагогики конца XX века. Рассматриваются деятельностные представления об учебной деятельности и деятельности обучения. Представлен подробный список работ, посвященных СМД-методологии, опубликованный на русском и английском языках.

Как ссылаться

Злотников, И. В. & Ключко, О. И. (2021). Образовательный потенциал системомыследеятельностной методологии Вестник МГПУ, серия «Философские науки», 2021, №3 (39), 97-110. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2021.39.3.09
Список литературы
1. 100 самых цитируемых педагогов России. Дата публикации: 23.04.2021.[Электронный ресурс] // Институт образования человека: сайт. URL: https://eidos-institute.ru/about/news/2021/100_most_cited_teachers_in_russia/ дата обращения: 04.05.2021).
2. Архив Чтений памяти Г. П. Щедровицкого [Электронный ресурс] // E-Библиотека | Некоммерческий научный Фонд «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого». URL: https://www.fondgp.ru/old/lib/chteniya.html (дата обращения: 04.05.2021).
3. Георгий Петрович Щедровицкий / под ред. П. Г. Щедровицкого, В. Л. Даниловой. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. 600 с.
4. Злотников И. В. Система обучения с точки зрения деятельностного подхода // Психологическое и психофизиологическое обеспечение процесса обучения студента. Рига: Изд-во Рижского политехнического ин-та, 1988. С. 49-99.
5. Ильясов И. И. Структура процесса учения: монография. М.: Изд-во МГУ, 1986. 200 с.
6. Как это было: воспоминания и размышления / под ред. В. А. Лекторского. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. 646 с.
7. Ключко О. И. Мастерская организационно-деятельностных технологий как форма и способ развития субъектности сотрудника вуза // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. Саранск: Мордовский гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева, 2018. С. 65-73.
8. Ключко О. И., Крупник В. Ш., Князева Е. В. Организационно-деятельностная игра как средство развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования // Учебный эксперимент в образовании. 2020. № 4 (96). С. 24-29.
9. Мастерская организационно-деятельностных технологий: опыт формирования в Московском городском педагогическом университете: кол. монография / под общ. ред. А. Е. Левинтова, В. А. Гончаровой, И. В. Злотникова и др. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2019. 564 с. DOI: 10.23681/561269
10. ММК в лицах. Т. 1 / сост. М. С. Хромченко. М.: Ин-т развития им. Г. П. Щедровицкого», 2006. 436 с. [Электронный ресурс] // Персоналии | Институт развития им. Г. П. Щедровицкого. URL: https://fondgp.ru/mmk/persons/ (дата обращения: 04.05.2021).
11. ММК в лицах. Т. 2 / сост. М. С. Хромченко. М.: Ин-т развития им. Г. П. Щедровицкого, 2007. 384 с. [Электронный ресурс] // Персоналии | Институт развития им. Г. П. Щедровицкого. URL: https://fondgp.ru/mmk/persons/ (дата обращения: 04.05.2021).
12. ОДИ-1 // Организационно-деятельностные игры / сост. и отв. ред.: А. А. Пископ-пель, В. Р. Рокитянский, Л. П. Щедровицкий. М.: Наследие ММК, 2006. 720 с. [Электронный ресурс] // Electronic library. Download books free. Finding books. URL: https://pb1lib.org/book/2925703/98e916?id=2925703&secret=98e916 (дата обращения: 04.05.2021).
13. ОДИ-16. Процессы проблематизации в оргдеятельностных играх // Организационно-деятельностные игры / отв. ред. А. А. Пископель, В. Р. Рокитянский, Л. П. Щедровицкий. М.: Наследие ММК, 2017. 652 с. [Электронный ресурс] // Electronic library. Download books free. Finding books. URL: https://pb1lib.org/book/3432085/23afb0?id=3432085&secret=23afb0 (дата обращения: 04.05.2021).
14. Проблемы и дискуссии в философии России второй половины ХХ в.: современный взгляд / под ред. В. А. Лекторского. М.: Политическая энциклопедия, 2014. 470 с.
15. Семинары и конференции по разным направлениям СМД-методологии. 2014. [Электронный ресурс] // Архив семинаров | Институт развития им. Г. П. Щедровицкого: сайт. URL: https://www.fondgp.ru/projects/seminars/ (дата обращения: 04.05.2021).
16. Хромченко М. С. Методолог. О Г. П. Щедровицком: в 2 т. М.: Луч, 2020. 1360 с.
17. Щедровицкий П. Г. Введение в философскую и педагогическую антропологию. Работы 1981-1996 годов. М.: Политическая энциклопедия, 2018. 359 с.
18. Щедровицкий Г. П. Лекции в Латвийском университете. История развития идей Московского методологического кружка. Рига, 2010. 100 с.
19. Щедровицкий Г. П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности // Избранные труды. Категориальный аппарат и теоретические схемы. М.: Школа культурной политики, 1995. 800 с. С. 197-227. [Электронный ресурс] — Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий: сайт. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/3961/3971 (дата обращения: 04.05.2021).
20. Щедровицкий Г. П. Педагогика и логика: сб. ст. М.: Касталь, 1993. 416 с. / Г. П. Щед-ровицкий, В. М. Розин, Н. П. Алексеев и др. [Электронный ресурс] // Сервис MySocrat (помощь студентам и аспирантам в подборе литературы для их студенческих и научных работ по экономическим дисциплинам). URL: https://mysocrat.com/book-card/16298-pedagogika-i-logika/ (дата обращения: 04.05.2021).
21. Щедровицкий П. Г. Педагогика и логика 2.0. Доклад на XXVI Чтениях памяти Г. П. Щедровицкого «Универсум образования», 23 февраля 2020 года. [Электронный ресурс] // Петр Щедровицкий: официальный сайт. URL: https://shchedrovitskiy.com/педагогика-и-логика-2-0/ (дата обращения: 04.05.2021).
22. Щедровицкий Г. П. Психология и методология. Ситуация и условия возникновения концепции поэтапного формирования умственных действий // Из архива Г. П. Щедровицкого. Т. 2. Вып. 1. М.: Путь, 2004. 368 с.
23. Щедровицкий Г. П. Схема мыследеятельности — системно-структурное строение, смысл и содержание // Избранные труды. Категориальный аппарат и теоретические схемы. М.: Школа культурной политики, 1995. 800 с. С. 281-298. [Электронный ресурс] — Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий: сайт. URL: https://gtmrket.ru/library/basis/3961/3974 (дата обращения: 04.05.2021).
24. Щедровицкий Г. П., Котельников С. И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // Нововведения в организациях. М.: ВНИИСИ, 1983. 161 с. [Электронный ресурс] — E-Библиотека | Некоммерческий научный Фонд «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого». URL: https://www.fondgp.ru/publications (дата обращения: 04.05.2021).
25. Khristenko V. В., Reus A. G., Zinchenko A. P. Methodological School of Management // Bloomsbury Information. June 5. 2014. 992 p.
26. Schedrovitsky P. G. The Activity Theory in Soviet Philosophy and Psychology in the 1960-s - 1980-s. // Part IV: the problem of a activity in philosophy, methodology and human sciences / M. F. Bykova, V. Lektorsk y. Bloomsbury Academic, 2019. 440 p.
27. Zlotnikov I. V. Metatheoretical research in Soviet psychology', in: Psychology of Russia: Past, Present, Future. Commack / eds. E. L. Grigorenko, P. Ruzgis, R. J. Sternberg. NY: Nova Science Publs, Inc, 1997. P. 39-56.
Скачать файл .pdf 321.95 кб