Авторы
- Попова Татьяна Владимировна Кандидат исторических наук, доцент
- Сухорукова Ольга Александровна Кандидат исторических наук, доцент
Аннотация
Советская цивилизация оставила большое наследие, оно вызывает научный интерес у исследователей. В этом наследии особое место занимает советская доктрина образования, именно к ней обращаются сегодня представители научных и педагогических кругов. Это не случайно, потому что вопрос образовательной системы, ее преемственности с историческим прошлым и взаимосвязь с современностью обусловлен созданием будущей перспективы развития России, модернизации нашего государства, которая невозможна без учета социокультурных основ национальной традиции. Это определило цель данного исследования: рассмотреть на какой социокультурной основе происходил процесс формирования советской доктрины образования и в какой степени, в каком виде сохранились принципы этой доктрины в современном обществе. В статье были рассмотрены особенности советского образовательного дискурса: мировоззренческий подход, системность и демократизация. Анализируя советское наследие, авторы уделяют внимание политехническому образованию, его истокам и его трансформации в период создания Советского государства. Рассмотрены ключевые моменты отечественной традиции в области педагогической мысли и практики, которые были кооптированы в советскую образовательную доктрину при сохранении коммунистической идеологии с учетом исторических реалий советского периода. Обращаясь к современной образовательной системе России и решая проблему о преемственности современного образования с принципами советской доктрины, были сделаны следующие выводы: современный образовательный дискурс унаследовал идеи советской доктрины. К ним можно отнести следующие: идея о гармонично развитой личности; доступность образования для всех; фундаментальное и системное образование; идея свободного и творческого труда. Но в условиях информационной культуры, без заданного образа будущего, когда культурная и политическая элита России не создала мировоззренческую парадигму, соответствующую новым реалиям современного общества, это наследие трансформируется и теряет свой смысл.
Как ссылаться
Попова, Т. В. & Сухорукова, О. А. (2021). Советское образование: традиция и современность Вестник МГПУ, серия «Философские науки», 2021, №3 (39), 68-85. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2021.39.3.07
Список литературы
1.
Ашенова Т. М. Доктрина советского образования и современная реформа образования // Национальные приоритеты России. 2012. № 1 (6). С. 30-34. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=21182576
2.
Воронина Н. С. Восприятие социальной справедливости россиянами на основе данных европейского исследования // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5. № 1. С. 39-51. DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-1-0-4
3.
Викулина В. В. Категориальный статус понятия «экономический человек» // Вестник ОГУ. 2009. № 7 (101). С. 128-130. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12987165
4.
Гессен С. И. Судьба коммунистического идеала образования // Новый Град. 1933. № 6. С. 42-59.
5.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время. СПб.: Петрополис, 1996. 736 с. ISBN 5-86708-078-1
6.
Джохадзе И. Д. Демократия после Модерна. М.: Праксис, 2006. 112 с.
7.
Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Школа-Пресс, 1996. 272 с. ISBN 5-900249-03-4
8.
Ильминский Н. И. (2021). Система народного и в частности инородческого образования в Казанском крае [Электронный ресурс] // Православный портал «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ilminskii%CC%86/sistema-narodnogo-i-v-chastnosti-inorodcheskogo-obrazovanija-v-kazanskom-krae/ (дата обращения: 04.05.2021).
9.
Инглхарт, Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир. М.: Мысль, 2018. 346 с. ISBN 978-5-244-01202-6
10.
Каптерев П. Ф. История русской педагогики: учеб. пособие для студ. высш. и сред. спец. учеб. заведений. СПб.: Алетейя, 2004. 559 с. ISBN 5-89329-644-3
11.
Королева Л. В. И снова об идеологии (О некоторых идеологических концептах для современной России) // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки». 2016. № 1 (17). С. 28-35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25941125&
12.
Крылова Н. В. Философия образования С. И. Гессена и В. В. Зеньковского // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2003. Т. 3. № 6. С. 46-55. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12893433
13.
Марченко Ю. Г. Социокультурное конструирование «нового человека» в 1920-е гг. и его современный вариант // Вестник Томского гос. ун-та. 2008. № 317. С. 77-82. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11706237
14.
Магун В. С., Руднев М. Г. Динамика базовых ценностей российского населения: 2006-2018 // Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В. А. Ядова): сб. мат-лов Междунар. науч. конф. (Москва, 28-30 ноября 2019 г.) / отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. М., 2019. С. 903. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41587943
15.
Огородникова О. А., Емельянова А. А. Дискуссии о преподавании истории в советской школе // Журнал исторических исследований. 2021. Т. 6. № 1. С. 23-26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44898896&
16.
Панарин А. С. Народ без элиты. М. Алгоритм; Эксмо, 2006. 352 с. ISBN 5-699-15010-2
17.
Попова Т. В. Проблема выбора жизненной стратегии индивида в условиях информационной культуры // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки». 2018. № 3. С. 64-71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35617773
18.
Попова Т. В. Формирование социального интеллекта в условиях современного образования // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2017. № 3 (15). С. 114-118. DOI: 10.24151/2409-1073-2017-3-114-118
19.
Разбеглова Т. П. Педагогическая теория С. И. Гессена и антропоцентрическая образовательная парадигма XX в. // Гуманитарные науки: научно-практический журнал. 2019. № 3 (47). С. 10-17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41138932
20.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время. СПб.: Петрополис, 1996. 736 с.
21.
Саттарова З. М. Джадидистская реформа образования И. Гаспринского // Вопросы крымско-татарской филологии, истории и культуры. 2015. № 1. С. 25-29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25772981
22.
Сом ов В. А. Советский человек как социокультурный тип в современном научном дискурсе // Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 6-3. С. 117-122. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20401031
23.
Субетто А. И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы, прогнозы: (опыт мониторинга). СПб.: Астерион, 2015. 385 с. ISBN 9785000453377
24.
Сухорукова О. А. Религиозно-философские взгляды Л. Н. Толстого и секулярная религиозность // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки». 2020. № 3 (35). С. 28-37. DOI: 10.25688/2078-9238.2020.35.3.03
25.
Сухорукова О. А. Формирование понятия «нация» в общественно-политической мысли России // Вестник МГПУ. Серия «Исторические науки». 2018. № 3. С. 25-36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36421634
26.
Филатов И. В. Homo faber в его истории // Вестник Московского ун-та. Сер. 6. Экономика. 2014. № 1. С. 37-56. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/homo-faber-v-ego-istorii/viewer
27.
Щулепникова Е. И. Дискуссия об истории и обществоведении в 1920-е годы // Преподавание истории в школе. 2020. № 6. С. 56-60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43782941
28.
Щулепникова Е. И. Из истории «Школы без истории» // Государство, общество, церковь в истории России XX века: мат-лы XIII Междунар. науч. конф. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2014. С. 598-604. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22314678