Авторы
- Хилханов Доржи Львович доктор социологических наук, доцент
Аннотация
Теория евразийства, возникшая в 1920-х годах среди русской эмиграции, подчеркивала уникальность Евразии как особой цивилизации. Евразийская система ценностей, в отличие от рационально-правовой системы западного мира, основана на принципе идеократии. Идеократия — это политическое выражение религиозного сознания. Власть должна отражать не столько мнение широкой общественности, сколько высшие истины, хранимые традицией. Для евразийцев идеократия невозможна без религии, но это не теократия, а синтез духовной традиции и политической системы.
В отличие от западного христианства (католицизма и протестантизма), православие воспринималось как более соборное и органичное для евразийской духовности. При этом евразийство признавало влияние других религий (ислама, буддизма, языческих верований) на формирование цивилизации. Евразийская модель предполагает «симфонию религий» под эгидой сильного государства. Религиозный фактор играет важную роль в евразийской концепции, поскольку евразийство рассматривает Россию (или Евразию) как уникальную цивилизацию, объединяющую элементы Востока и Запада, в том числе в духовной сфере.
В России сегодня теория евразийства интерпретируется как политический процесс противостояния атлантизму, культурно-экономическая интеграция постсоветских стран под эгидой Москвы. Казахстан, будучи инициатором ЕАЭС, полностью поддерживает евразийскую интеграцию, но как экономическую, а не идеологическую и геополитическую модель. В обеих странах современные ценностные установки населения полностью соответствуют светским нормам, но при этом ценность религии остается по-прежнему весомой для большинства населения этих стран, наследников великой евразийской цивилизации.
Как ссылаться
Хилханов, Д. Л. (2025). РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ЕВРАЗИЙСКОЙ ТЕОРИИ Вестник МГПУ, серия «Философские науки», № 3 (55), 26. https://doi.org/10.24412/2078-9238-2025-355-26-34
Список литературы
1.
1. Трубецкой Н. С. Об истинном и ложном национализме // Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. С. 114–125.
2.
2. Хилханов Д. Л. Евразийская концепция культурной идентичности и патриотизм // Патриотизм как проект (методология и опыт эмпирического исследования). М.: МГПУ, 2024. С. 64–74.
3.
3. Трубецкой Н. С. Общеевразийский национализм // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн: антология / ред.-сост. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. М.: Наука, 1993. C. 90–99.
4.
4. Гумилев Л. Н. История Евразии. М.: Эксмо, 2009. 1072 с.
5.
5. Карсавин Л. П. О личности // Религиозно-философские сочинения / сост. и вступ. ст. С. С. Хоружего. Т. 1. М.: Ренессанс, 1992. C. 3–232.
6.
6. Дугин А. Четвертая политическая теория. Россия и политические идеи XXI века. СПб.: Амфора, 2009. 351 с.
7.
7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. Т. Велимеева. М.: АСТ, 2016. 640 с.
8.
8. Nugraha Aryanta. Neo-eurasianism in Russian foreign policy: Echoes from the past or compromise with the future? // Jurnal Global & Strategis. 2018. Vol. 9. № 1. Р. 99–100.
9.
9. Inglehart R., Welzel С. Modernization, cultural change, and democracy: The human development sequence. New York: Cambridge University Press, 2005. 323 р.
10.
10. Inglеhart R. F. Cultural evolution: peoples motivations are changing, and reshaping the world. Cambridge University Press, 2018. 288 p. https://doi.org/10.1017/9781108613880
11.
11. Entin M. The new role of Russia in the Greater Eurasia // Strategic Analysis. 2016. Vol. 40. № 6. P. 590–603. http://dx.doi.org/10.1080/09700161.2016.1224060
12.
12. Smith Graham. The masks of Proteus: Russia, geopolitical shift and the new eurasianism // Transactions of the Institute of British Geographers. 1999. Vol. 24. № 4. Р. 481–494.

