Авторы
- Волобуев Алексей Викторович Кандидат философских наук, доцент
Аннотация
Статья посвящена анализу пересечения религиозного фундаментализма и национализма как двух различных матриц идентичности. В статье выделены
ключевые черты религиозного фундаментализма и показан спектр возможных взаимоотношений фундаментализма и национализма. На примере индусского этнорелигиозного фундаментализма продемонстрированы варианты сращивания религиозного фундаментализма и национализма в радикальную этнорелигиозную фундаменталистскую идеологию. Фундаментализм не представляет собой единого целого, это множество, являющееся общественно-политическим выражением религиозного нарратива, который заполнил идейную и ценностную пустоту, оставленную после конца метанарративов. Автор выявляет общее и различия между индусским этнорелигиозным фундаментализмом и Великим пробуждением протестантских религиозных ревайвелистов
в конце XIX века, а также реформистскими движениями суннитских мусульман, показывая, что похожие процессы параллельно происходили в ответ на одни и те же вызовы в разных концах света и в разных культурно-исторических обстоятельствах. Автор обосновывает тезис о том, что религиозный фундаментализм и национализм в этом плане могут быть не только конкурентами за идентичность, но и составлять порой причудливый симбиоз, образую идеологию, требующую возврата к «изначальной чистоте» нации и догматов веры, даже если этой чистоты, как и нации, в домодерновый период не существовало.
Как ссылаться
Волобуев, А. В. (2023). ИНДУССКИЙ ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ Вестник МГПУ, серия «Философские науки», 2023, №2 (46), 59. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2023.46.2.5
Список литературы
1.
1. Brass, P. R. (2005). The Production of Hindu-Muslim Violence in Contemporary India. Seattle: University of Washington Press. 500 p.
2.
2. Beyer, P. (2011). Religious Pluralization and Intimations of a Post-Westphalian Condition in a Global Society. Annual Review of the Sociology of Religion, 2, 3–29.
3.
3. Douglas, M. (1984). Purity and Danger. An Analysis of the Concepts of Pollution and Taboo. New York: Routledge. 194 p.
4.
4. Eisenstadt, S. N. (1999). Fundamentalism, Sectarianism and Revolution: The Jacobin Dimension of Modernity. Cambridge: Cambridge University Press. 294 p.
5.
5. Fernandes, W. (1981). Caste and Conversion Movement in India: Religion and Human Rights. New Delhi: Indian Social Institute. 38 p.
6.
6. Heilman, S., & Friedman, M. (2010). The Rebbe. The Life and Afterlife of Menachem Mendel Schneerson. Princeton: Princeton University Press. 368 p.
7.
7. Jaffrelot, C. (2007). Hindu Nationalism. A Reader. Princeton: Princeton University Press. 424 p.
8.
8. Jones, R. N. B. (2015). Sinhala Buddhist Nationalism and Islamophobia in Contemporary Sri Lanka. Honors Theses. 152 p.
9.
9. Iannaccone, L. R. (1997). Toward an Economic Theory of Fundamentalism. Journal of Institutional and Theoretical Economics, 153, 1, 100–116.
10.
10. Lawrence, B. B. (1995). Defenders of God: The Fundamentalist Revolt Against the Modern Age. University of South Carolina Press. 340 p.
11.
11. Meyer, T. (1994). Fundamentalismus, Aufstand gegen die Moderne. Hamburg: Rowohlt Tb.. 212 p.
12.
12. Pace, E. (2007). Extreme Messianism: the Chabad Movement and the Impasse of the Charisma. Horizontes Antropológicos, 13(27), 37–48. https://doi.org/10.1590/S0104-71832007000100003
13.
13. Pace, E. (2017). Sacralizing the Secular. The Ethno-fundamentalist movements. Política & Sociedade, 16, 36, 403–427. https://doi.org/10.5007/2175-7984.2017v16n36p403
14.
14. Poulson, S., & Campbell, C. (2010). Isomorphism, Institutional Parochialism, and the Sociolofy of Religion. American Sociologist, 4, 1, 31–47.
15.
15. Rosati, M. (2009). Ritual and the Sacred: A Neo-Durkheimian Analysis of Politics, Religion and the Self. Routledge. 180 p.
16.
16. Silva de, C. R. (1988). The Plurality of Buddhist Fundamentalism. In Bartholomeusz, T. J., & Silva de, C. R. Buddhist Fundamentalism and Minority Identities in Sri Lanka (pp. 57–73). New York: State University of New York Press.
17.
17. Sen, A. (2006). Identity and Violence: The Illusion of Destiny. New York: W.W. Norton & Company. 240 p.
18.
18. Seneviratne, H. L. (1999). The Word of Kings: The New Buddhism in Sri Lanka. Chicago: University of Chicago Press. 368 p.
19.
19. Tambiah, S. J. (1977). World Conqueror and World Renouncer: a Study of Buddhism and Polity in Thailand against a Historical Background. Cambridge: Cambridge University Press. 557 p.
20.
20. Wibisono, S., Louis, W., & Jetten, J. (2019). The Role of Religious Fundamentalism in the Intersection of National and Religious Identities. Journal of Pacific Rim Psychology, 13, 1–12. https://doi.org/10.1017/prp.2018.25