Авторы
- Шульга Елена Николаевна Доктор философских наук
Аннотация
Понять философский контекст литературных произведений может помочь методология философской интерпретации, развиваемая в рамках современной философской герменевтики, принципы которой способствуют пониманию текста и наилучшей его интерпретации. Понять текст — это значит извлечь истинный смысл из содержания всего произведения. Истинный смысл литературного произведения может быть найден только в мысли, правильно высказанной, в идее, исторически верной. Поэтому интерпретатор должен хорошо знать биографию автора произведения, знать обычаи, нравы его эпохи, национальные предрассудки, историческую обстановку, в которой творил и работал автор. Высокохудожественная литература, как правило, обладает собственным оригинальным стилем и содержанием, но, что особенно важно, она несет в себе философский смысл. Это позволяет говорить о философском контексте литературных произведений, выясняя смысл каждого слова, фрагмента текста, наконец, выясняя общий замысел произведения, включая ту аудиторию, для которой этот текст был предназначен. Что роднит и что отличает художественную литературу и философский текст? Как жанр диалога оказывается предтечей философского текста? Обращаясь к философскому наследию, в частности рассматривая практику ведения устной беседы с ее риторикой, как она представлена в сократических диалогах, мы получаем представление о способах и методах получения философского знания. Вместе с тем, как показано в статье, традиция, восходящая к практике устного слова в деле обучения, запечатлена письменными диалогами Платона. Обращение к этим текстам дополнено рассмотрением вопросов, связанных с возможностью применения философской герменевтики в анализе текстов. В статье приводится образец герменевтического анализа известного стихотворения Пушкина. Сделаны выводы, касающиеся методологии понимания и интерпретации текстов.
Как ссылаться
Шульга, Е. Н. (2022). ФИЛОСОФСКИЙ КОНТЕКСТ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: ПРОБЛЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ Вестник МГПУ, серия «Философские науки», 2022, №4 (44), 77. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2022.44.4.7
Список литературы
1.
1. Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2002. 475 с.
2.
2. Васильева Т. В. Поэтика античной философии. М.: Академический проект; Трикста, 2008. 735 с.
3.
3. Лотман Ю. М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» // Ю. М. Лотман. Чему учатся люди. Статьи и заметки. М.: Центр Книги Рудомино, 2010. С. 122–146.
4.
4. Михайлов А. В. Избранное. Историческая поэтика и герменевтика. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. 560 с.
5.
5. Платон. Федр // Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1993. 523 с.
6.
6. Солопова М. А. Сократ // Античная философия. Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 674–678.
7.
7. Шульга Е. Н. Понимание и интерпретация. М.: Наука, 2008. 315 с.
8.
8. Шульга Е. Н. Философский контекст интерпретации литературных текстов // Философия — детям. Диалог культур и культура диалога. М.: МГУ, 2008. С. 231–234.
9.
9. Щеглов А. П. Философская интерпретация метафизических смыслов на примере древнерусских текстов // Философский текст в современной текстовой культуре: мат-лы Всерос. конф. «XIV Таврические философские чтения “Анахарсис” ». Симферополь, ИТ «АРИАЛ», 2018. С. 83–85.