Авторы
- Чёрненькая Светлана Васильевна кандидат философских наук
- Смирнова Альфия Исламовна Доктор филологических наук, профессор
Аннотация
В статье представлено видение курса «Социальная урбанистика», введением в который, по убеждению автора, может стать «Москвоведение». Курс, будучи практико-ориентированным, должен включать материал по исследованию конкретных городов, в том числе Москвы. Но если в рамках «Москвоведения» история города рассматривается как последовательность исторических событий, то в курсе «Социальная урбанистика» изучается влияние города (Москвы) на его жителей и влияние горожан на изменение, формирование городского пространства. Соответственно, в рамках этого курса ставятся задачи развить умение наблюдать современный город («гулять, глазеть и рассказывать»); системно анализировать процессы, протекающие в городском пространстве; сформировать понимание у студентов, что они могут влиять на изменение, конструирование городского пространства. «Москвоведение», освещающее жизнь исторической и современной Москвы, помогает соотнести общие вопросы курса с конкретным материалом, перейти от констатации процессов и фактов к описанию и интерпретации смыслового пространства конкретного города, к герменевтике города. Опора на конкретный материал позволяет раскрыть базовые понятия курса: «право на город», «городская идентичность», «вовлеченность в городское пространство» и др. В статье отмечается, что городское пространство не может быть рассчитано только на потребление и развлечение. Право на город включает право на участие в его жизни и право на присвоение социального пространства. Обращение к москвоведению имеет своим результатом не только актуализацию и обогащение соответствующими сведениями, но и понимание механизма взаимодействия города и горожан.
Как ссылаться
Чёрненькая, С. В. & Смирнова, А. И. (2022). МОСКВОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ УРБАНИСТИКА: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ Вестник МГПУ, серия «Философские науки», 2022, №2 (42), 57. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2022.42.2.05
Список литературы
1.
1. Вакаев В. А. Педагогическая урбанистика как новый междисциплинарный подход // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 276–279.
2.
2. Вебер М. Город [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Weber/_Gor_Index.php
3.
3. Вирт Л. Урбанизм как образ жизни // Вирт Л. Избранные работы по социологии / ИНИОН РАН. М., 2005. С. 93–118.
4.
4. Город и время: интервью с Ю. М. Лотманом // Метафизика Петербурга: Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 1. СПб.: Эйдос, 1993. С. 84–95.
5.
5. Замятин П. В., Тарасов Е. Н. Урбанистика как политический и концептуально-идеологический механизм регулирования городского планирования и благоустройства [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–1. URL: https://science-education.ru/ru/article
6.
6. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. № 3–4. C. 23–34.
7.
7. Краеведы Москвы (Историки и знатоки Москвы): сб. / сост.: Л. В. Иванова, С. О. Шмидт. М.: Книжный сад, 1995. 304 с.
8.
8. Линч К. Образ города [Электронный ресурс] // Сайт памяти В. Л. Глазычева. URL: http://www.glazychev.ru/default.htm (дата обращения: 10.03.2022).
9.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К. Социология. М.: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 2000. С. 177–324.
10.
10. Москва и москвичи. Отношение к столице и ее жителям в регионах России. Дата публикации: 05.10.2020 [Электронный ресурс] // Фонд Общественное мнение (ФОМ). URL: https://fom.ru/Nastroeniya/14467 (дата обращения: 10.03.2022).
11.
11. Парк Р. Э. Город: предложения по исследованию человеческого поведения в городской среде // Парк Р. Э. Избранные очерки: сб. переводов. ИНИОН РАН; Центр социал. науч.-информ. исследований. М., 2011. С. 19–56.
12.
12. Хилханов Д. Л. Процессы транскультурации в фокусе культурной идентичности // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки». 2021. № 2 (38). С. 25–31.
13.
13. Черненькая С. В. Семиотические исследования Густава Шпета // Густав Шпет и его философское наследие. У истоков семиотики и структурализма: сб. М.: РОССПЭН, 2010. С. 446–453.
14.
14. Черненькая С. В. Некоторые вопросы преподавания курса по философии науки в вузе // III Всероссийская конф. по науковедению и наукометрии: тезисы доклада. М.: МГПУ, 2015. С. 48–51.
15.
15. Castells M. The City and the Grass Roots: A Cross-Cultural Theory of Urban Social Movements. Berkeley: University of California Press, 1983. 450 p. [Электронный ресурс]. https://archive.org/details/citygrassrootscr0000cast