Главная Выпуски 2022, №1 (41)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В АКТУАЛИЗАЦИИ КУРСА ФИЛОСОФИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ (из опыта работы)

Социальная философия , УДК: 37.025.7 DOI: 10.25688/2078-9238.2021.41.1.02

Авторы

  • Сахарова Мария Викторовна кандидат философских наук, доцент

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена противоречивым отношением обучающихся к дисциплинам общегуманитарного цикла, в том числе философии. Статья посвящена проблеме места и роли курса философии в современной модели высшего образования. Цель статьи — проанализировать возможности и границы применимости проектного метода в процессе изучения философии в вузе и оценить его потенциал в актуализации философского знания. В исследовании использован междисциплинарный подход, основой является эмпирическое обобщение, анализ и интерпретация результатов работы с использованием метода проектов в процессе преподавания курса философии автором статьи. Перечисляя имеющиеся проблемы преподавания философии, автор рассматривает проектный метод как один из способов их решения. В статье анализируются причины популярности данного метода в современной образовательной практике и предлагается конкретная модель реализации метода проектов в рамках курса философии в педагогическом вузе. Проблемы преподавания философии рассматриваются в контексте дискуссии о соотношении мягких и твердых навыков и их востребованности в современном обществе. Автор подчеркивает, что предлагаемая модель способствует формированию критического мышления, креативности, навыков коммуникации и командной работы, позволяет выстраивать индивидуальную траекторию обучения, повышая тем самым актуальность и полезность курса. При этом в рамках предлагаемой модели уделяется внимание и классическим задачам философии — чтению и анализу текстов, формированию теоретического мышления и др. В статье рассматриваются также дискуссионные вопросы и проблемы, возникающие при использовании проектного метода. Разработанная автором модель способствует внедрению в практику преподавания философии интерактивных технологий.

Как ссылаться

Сахарова, М. В. (2022). ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В АКТУАЛИЗАЦИИ КУРСА ФИЛОСОФИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ (из опыта работы) Вестник МГПУ, серия «Философские науки», 2022, №1 (41), 19. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2021.41.1.02
Список литературы
1. 1. Алашеева Р. В., Коломейцева Т. С., Макакенко Я. А. «Философская рецензия» как реализация метода проектов в обучении философии [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2017. № 17. C. 6–12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28158846
2. 2. Виликотская Л. А. Проектный метод и вузовская философия [Электронный ресурс] // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2015. № 1 (46). С. 7–14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23272563
3. 3. Гузнова А. В., Павлова О. А., Шумилов О. Н. Проектная деятельность как средство реализации научно-исследовательской работы и способ гражданско-патриотического воспитания студентов-бакалавров в рамках дисциплин социально-гуманитарного цикла [Электронный ресурс] // Вектор науки Тольяттинского государственного университета: Серия: Педагогика, психология. 2015. № 4 (23). С. 61–65. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25375799
4. 4. Данейкин Ю. В., Калпинская О. Е., Федотова Н. Г. Проектный подход к внедрению индивидуальной образовательной траектории в современном вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8–9. С. 104–116. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-104-116
5. 5. Жукоцкая А. В., Черненькая С. В. Компетентностный и знаниевый подходы в образовании: борьба или единство [Электронный ресурс] // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки». 2017. № 3 (23). С. 64–71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30362070
6. 6. Замощанский И. И., Конашкова А. М., Пырьянова О. А. Технология развития критического мышления как средство актуализации учебного процесса по философии [Электронный ресурс] // Общество: философия, история, культура. 2021. № 2 (2). С. 27–33. DOI: https://doi.org/10.24158/fik.2021.2.3
7. 7. Кулешова И. Н., Скрябина Е. В. Проектная деятельность образовательного процесса по общественным дисциплинам в техническом вузе [Электронный ресурс] // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2021. № 2 (392). С. 169–172. DOI: https://doi.org/10.47367/0021-3497_2021_2_169
8. 8. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире / Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко и др. М., 2017. 93 с. [Электронный ресурс]. URL: https://worldskills.ru/assets/docs/media/WSdoklad_12_okt_rus.pdf
9. 9. Полат Е. С. Метод проектов: история и теория вопроса [Электронный ресурс] // Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2010. С. 193–200. URL: https://studfile.net/preview/6306194/
10. 10. Сахарова М. В. Философия в вузе: мать всех наук или падчерица? [Электронный ресурс] // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Философские науки». 2016. № 2 (18). С. 49–56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26288785
11. 11. Старчикова И. Ю., Шакурова Е. С., Мощенок Г. Б. Проектная деятельность как инновационная составляющая в гуманитарном блоке образовательного процесса технического вуза [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 52–57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35534450
12. 12. Cleveland-Innes M., Garrison R. Higher Education and Post-industrial Society: New Ideas about Teaching, Learning, and Technology // The Next Generation of Distance Education. Boston: Springer, 2012. P. 221–233. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4614-1785-9_15
13. 13. Daneykin Y., Kalpinskaya O., Fedotova N. Project activities at the university: Russian and European Experience // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS). 2020. Vol. 108. P. 1400–1407. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.05.02.178
14. 14. Follmer D. J., Sperling R. A. Interactions between reader and text: Contributions of cognitive processes, strategy use, and text cohesion to comprehension of expository science text // Learning and Individual Differences. 2018. Vol. 67. P. 177–187. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2018.08.005
15. 15. Hanney R. Doing, being, becoming: a historical appraisal of the modalities of project-based learning, Teaching in Higher Education // Teaching in Higher Education. 2018. Vol. 23. Issue 6. P. 769–783. DOI: https://doi.org/10.1080/13562517.2017.1421628
16. 16. Hyytinen H., Löfström E., Lindblom-Ylänne S. Challenges in argumentation and paraphrasing among beginning students in educational science // Scandinavian Journal of Educational Research. 2017. № 61 (4). P. 411–429. DOI: https://doi.org/10.1080/003 13831.2016.1147072
17. 17. Hyytinen H., Toom A., Postareff L. Unraveling the Complex Relationship in Critical Thinking, Approaches to Learning and Self-efficacy Beliefs among First-year Educational Science Students // Learning and Individual Differences. 2018. Vol. 67. P. 132–142. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2018.08.004
18. 18. Kolodziejski M., Przybysz-Zaremba M. Project Methos in Educational Practice [Электронный ресурс] // University Review. 2017. Vol. 11. № 4. P. 26–32. URL: https://www.researchgate.net/publication/321542427_Project_Method_in_Educe
19. 19. Sutinen A. Two Project Methods: Preliminary observations on the similarities and differences between William Heard Kilpatrick’s project method and John Dewey’s problemsolving method // Educational Philosophy and Theory. 2013. Vol. 45. № 10. P. 1040–1053. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1469-5812.2011.00772.x
20. 20. Waks L. J. The project method in postindustrial education // Journal of Curriculum Studies. 1997. Vol. 29. № 4. P. 391–406. DOI: https://doi.org/10.1080/002202797183964
21. 21. Zhylkybay G., Magzhan S., Suinzhanove Z., Balaubekov M. The Effectiveness of Using the Project Method in the Teaching Process [Электронный ресурс] // Procedia: Social and Behavioral Sciences. 2014. № 143. P. 621–624. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042814043766
Скачать файл .pdf 350.81 кб