Главная Выпуски 2022, №1 (41)

ПРОБЛЕМНО-ДИСКУССИОННАЯ ИГРА «САЛЬДО СПРАВЕДЛИВОСТИ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ

Философия образования , УДК: 378.147 DOI: 10.25688/2078-9238.2022.41.1.05

Авторы

  • Ермоленко Галина Алексеевна доцент
  • Кожевников Сергей Борисович доктор философских наук, доцент

Аннотация

В статье представлен проект проблемно-дискуссионной игры «Сальдо справедливости», направленной на развитие навыков рациональной аргументации при обсуждении сложных социальных ситуаций столкновения индивидуальных и групповых интересов. Игра призвана сформировать стремление к разработке компромиссного решения, с которым по рациональным соображениям могли бы согласиться все заинтересованные стороны, участвующие в дискуссии. В статье разработана методика игры, обозначены ее основные этапы и процедурные нормы, которых должны придерживаться участники. Игра предназначается для студенческой аудитории и предполагает способность участников к развитой рефлексии и осознанной постановке социально значимых целей, а также разработке рациональных средств их достижения. Такая постановка целей осуществляется в контексте философско-мировоззренческих представлений, опирающихся на ту или иную концепцию общественного блага. Позиции участников дискуссии определяются их приверженностью определенной системе ценностей и выражают систему общественно-политических представлений. Таким образом участники дискуссии представляют политические идеологии, наиболее влиятельные в современных политических процессах: консервативную, либеральную и социал-демократическую. В процессе аргументации своей позиции участники учатся развивать логику политического мышления и искать рациональное решение сложных социальных проблем. Проблема справедливости является одной из ключевых тем социально-политического дискурса и имеет давнюю историю обсуждения в политических науках. Авторы рассматривают проблему справедливости с точки зрения ее дидактического потенциала. В статье приводятся примеры, взятые из произведений русской литературы, свидетельствующие о том, что тема справедливости занимает важное место в отечественной культуре и русском национальном самосознании. Вместе с тем стремление к справедливости трактуется в статье как универсальный регулятор социальных отношений. Игра «Сальдо справедливости» разделена на три этапа, предполагающих: (1) предварительную подготовку, (2) сам процесс игры и (3) самостоятельный анализ студентами итогов игры, включающий самооценку вклада участников.

Как ссылаться

Ермоленко, Г. А. & Кожевников, С. Б. (2022). ПРОБЛЕМНО-ДИСКУССИОННАЯ ИГРА «САЛЬДО СПРАВЕДЛИВОСТИ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ Вестник МГПУ, серия «Философские науки», 2022, №1 (41), 57. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2022.41.1.05
Список литературы
1. 1. Ермоленко Г. А. Деловая игра студентов-философов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского педагогического государственного университета. URL: http://mpgu.su/novosti/delovaja-igra-studentov-filosofov (дата обращения: 10.11.2021).
2. 2. Идеология: социальная теория и практика: монография / А. В. Жукоцкая, С. Б. Кожевников, М. В. Сахарова и др.; под ред. А. В. Жукоцкой. М.: Социальный проект, 2017. 207 с. ISBN 978-5-98433-087-9
3. 3. Мур Дж. Принципы этики // Мур Дж. Природа моральной философии. М.: Республика, 1989. С. 22–222. ISBN 5-250-02722-9
4. 4. Платон. Государство и политика / пер., введ. и коммент. В. Н. Карпова. М.: АСТ, 2017. 496 с. ISBN 978-5-17-099852-4
5. 5. Чехов А. П. Крыжовник // А. П. Чехов. Собр. соч.: в 12 т. Т. 8. Повести и рассказы. 1895–1903. М.: Художественная литература, 1962. С. 294–304
Скачать файл .pdf 320.85 кб