Авторы
- Сухорукова Ольга Александровна кандидат политических наук, доцент
Аннотация
Статья посвящена анализу романа Б. Шлинка «Чтец». Предпосылками данного исследования стали трагические события Второй мировой войны, влияние их на судьбы военного и послевоенного поколения немцев. Неоднозначное отношение немецкого общества к нацистскому прошлому своей страны, к событиям Второй мировой войны, тем последствиям, к которым она привела, сохраняют свою актуальность в современной Германии и за ее пределами. Центральной проблемой для интерпретации военного прошлого стало соотношение понятий «коллективная вина» и «индивидуальная вина». В послевоенной Германии философами К. Ясперсом, Х. Арендт был проделан первый опыт по определению причин национальной трагедии и связанной с нею виной немецкого общества. К. Ясперс, критикуя понятие «коллективная вина», выделил четыре типа вины: криминальная, политическая, моральная и метафизическая. Первые две относятся к сфере компетенции суда и власти; две последующие — порождения совести человека и его отношения к Богу. Как показала история, деятельность обоих философов не принесла результатов, моральная и метафизическая вина не были приняты немецким обществом. Это определило цель исследования: выявить причины данной общественной реакции, рассмотреть соотношение таких понятий, как коллективная вина и вина индивидуальная, на примере главных героев романа «Чтец». На основе структурно-функционального метода в статье проанализировано историческое прошлое Германии, ее социокультурное наследие.
Особое внимание уделено религиозно-политическим особенностям становления и развития немецкого государства и связанного с этим процесса по формированию ценностей национальной культуры. Это позволило проследить поведение героев романа в контексте традиционных и секулярных ценностей, обратить внимание на ключевой термин в религиозной парадигме — покаяние. Результаты исследования говорят о секулярной основе ценностей социокультурного наследия Германии. Это способствовало появлению национал-социалистической идеологии, ценности которой определили поведение героев романа как в годы войны, так и в послевоенное время.
Как ссылаться
Сухорукова, О. А. (2024). «ВЕЛИКАЯ ГЕРМАНИЯ», ИЛИ ПОЧЕМУ НЕ СЛУЧИЛОСЬ ПОКАЯНИЯ (ЧИТАЯ РОМАН БЕРНХАРДА ШЛИНКА «ЧТЕЦ») Вестник МГПУ, серия «Философские науки», № 1 (49), 74. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2024.49.1.6
Список литературы
1.
1. Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме / пер. с англ. С. Кастальского, Н. Рудницкой. М.: Европа, 2008. 424 с.
2.
2. Беспалова Л. Н. «Культуркампф» как противостояние католической церкви и имперского правительства Германии в 70-е годы XIX века // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2020. № 4. С. 15–21.
3.
3. Бровко Л. Н. Церковь и Третий рейх. СПб.: Алетейя, 2013. 472 с.
4.
4. Вырупаева А. П. Проблема национал-социалистического прошлого в современной немецкой художественной литературе // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2018. № 2. С. 154–159.
5.
5. Жаворонков А. Г. Социальное обновление или интеллектуальная утопия? Ханна Арендт и «Die Wandlung» // Историко-философский ежегодник. 2018. Т. 33. С. 218–241. DOI: 10.21267/AQUILO.2018.33.21037
6.
6. Казенина А. А., Сахарова М. В. Дисциплина «Великие книги» в рамках реализации программы Liberal Arts (опыт МГПУ) // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки». 2021. № 1 (37). С. 75–81.
7.
7. Кильдюшов О. В. Макс Вебер и политическая теология Фридриха Наумана // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 4. С. 657–669. DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-4-657-669.
8.
8. Нарбут Е. В. Роман Б. Шлинка «Der Vorleser» и его переводы на русский язык // Вестник МГЛУ. 2019. Гуманитарные науки. Вып. 4 (820). С. 277–286.
9.
9. Рулинский В. В. «Проблема вины» в трудах Карла Ясперса // Вестник МГИМО Университета. 2011. № 3 (18). С. 160–166.
10.
10. Платицына Н. И. Проблема «непреодоленного прошлого» в романе Б. Шлинка «Чтец» // Филологическая регионалистика. 2015. № 3–4 (15–16). С. 29–34.
11.
11. Соколова Е. В. «Диалог невозможен…»: Коммуникативная проблематика в современной литературе Германии: (Б. Шлинк, М. Байер, К. Хакер, В. Генацино, К. Крахт): аналитический обзор / РАН ИНИОН; Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. литературоведения. М., 2008. 128 с.
12.
12. Сухорукова Е. И. Трансляция христианской картины мира в советском кинематографе на примере х/ф «Летят журавли» // Клио: сб. науч. тр. / сост. М. В. Палеолог, Д. П. Шульгина [и др.]. Вып. II. М.: Книгодел, 2023. С. 98–106.
13.
13. Сухорукова О. А. Секулярная религиозность: к вопросу о терминологии // Теология и богословие: сотрудничество для сохранения и укрепления российского духовного наследия: мат-лы Международной образовательной конференции, Уфа, 01–03 ноября 2022 года. Т. 2. Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2022. С. 177–185.
14.
14. Устян В. Г. Святоотеческое видение проблемы достоинства человека в период вселенских соборов (IV–VIII веков) // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Вып. 20. С. 329–352.
15.
15. Цимбаев К. Н. «Великая Германия». Формирование немецкой национальной идеи накануне Первой мировой войны. 2-е изд. стер. М.: РГГУ, 2017. 259 с.