Авторы
- Сересова Ульяна Игоревна кандидат политических наук, доцент
Аннотация
Обществознание в современной школе занимает особое место, так как в отличие от других предметов оно не только формирует личностные установки по отношению к политическим процессам и институтам, но и анализирует их с предметной содержательной точки зрения. В статье на материалах экспертного опроса учителей обществознания Московской области раскрывается потенциал школьного обществознания как агента политической социализации. Школа как агент политической социализации обеспечивает трансляцию всех трех слагаемых политической культуры: знаний, чувств и оценочных суждений. Уроки обществознания можно рассматривать как агента прямой политической социализации школьников. Непреднамеренную передачу политических норм в рамках
скрытого учебного плана следует признать косвенной политической социализацией. В статье продемонстрированы потенциал и трудности, с которыми сталкиваются учителя при формировании на уроках обществознания знаний, ценностей и оценочных суждений о политике. Темы, связанные с ретрансляцией теоретических знаний, маркируются как простые, а темы, требующие рефлексии собственных чувств о политике и формулирования собственных оценок политического процесса, а также развития критического мышления, обозначаются как трудные. Исследование показало, что потенциал школьного обществознания в формировании политических ценностей и оценок выше, чем в ретрансляции знаний о политике. Урочная и внеурочная деятельность по обществознанию позволяет сформировать чувство патриотизма у обучающихся. Среди вопросов блока «Политика» наиболее проблемной оказывается тема «Политический процесс в современной России», так как требует особой рефлексии собственных чувств о политике и формулирования собственных оценок политического процесса. Внеурочная деятельность ориентирует обучающихся на получение опыта конвенционального конформного политического участия. Учителя отмечают возникновение трудностей в случае противоречия тезисов из учебной литературы примерам из социальной реальности.
Как ссылаться
Сересова, У. И. (2023). ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Вестник МГПУ, серия «Философские науки», 2023, №3 (47), 68. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2023.47.3.6
Список литературы
1.
1. Сравнительная политология сегодня = Comparative Politics Today: мировой обзор: учеб. пособие / Г. Алмонд [и др.]; сокр. пер. с англ. А. С. Богдановского, Л. А. Галкиной; науч. ред. перевода М. В. Ильин, А. Ю. Мельвиль. М.: Аспект Пресс, 2002. 535 с. ISBN 5-7567-0261-X
2.
2. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах / пер. с англ. Е. Генделя. М.: Мысль, 2014. 499 с. ISBN 978-5-244-01171-5
3.
3. Kaase M., Marsh A. Political Action Repertory // Political action: Mass Participation in Five Western Democracies / ed. by S. Barnes, & M. Kaase. Beverly Hills, London: SAGE Publications, 1979. ISBN 978-0803909571. P. 137–166.
4.
4. Васильева Е. И., Зерчанинова Т. В. Гражданское участие российских школьников // Научный результат. Социология и управление. 2021. № 3. С. 55–69. DOI: https://doi.org/10.18413/2408-9338-2021-7-3-0-6
5.
5. Преснякова Л. А. Теория политической социализации [Электронный ресурс] // Политическая наука. 2002. № 2. С. 25–34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=1232756
6.
6. Сересова У. И. «Hidden Curriculum»: отечественная академическая дискуссия в социологии и педагогике [Электронный ресурс] // Вестник РМАТ. 2021. № 1. С. 15–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45664887