Авторы
- Пуре Наталия Меэлисовна
Аннотация
Считается, что клиповое мышление, о котором все чаще стали говорить в последние годы, является тем признаком, который отличает представителей
поколения Z от других поколений. В научной и околонаучной литературе весьма распространено мнение, что у молодых людей под влиянием цифровых технологий произошли необратимые когнитивные изменения, которые, в свою очередь, требуют перестройки методики обучения в пользу еще большей цифровизации, геймификации и визуализации. Однако излишнее внедрение цифровых и игровых технологий в образовательный процесс приводит лишь к усилению негативных проявлений клипового мышления, что влечет за собой изменения в мировоззрении человека и кризис самоопределения. В этом случае именно образование и выбор правильных методов обучения способны нивелировать негативные проявления клипового мышления и антропологического кризиса.
Как ссылаться
Пуре, Н. М. (2025). ПОКОЛЕНИЕ Z ПЕРЕД ЛИЦОМ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА Вестник МГПУ, серия «Философские науки», № 1 (53), 47. https://doi.org/10.24412/2078-9238-2025-153-47-62
Список литературы
1.
1. Prensky M. Digital natives, digital immigrants. Part 1 // On the Horizon. 2001. Vol. 9. № 5. P. 1–6. https://dx.doi.org/10.1108/10748120110424816
2.
2. Prensky M. Digital natives, digital immigrants. Part 2: Do They Really Think Differently? // On the Horizon. 2001. Vol. 9. № 6. P. 1–6. https://dx.doi.org/10.1108/10748120110424843
3.
3. Мангейм К. Проблема поколений // Новое литературное обозрение. 1998. № 2 (30). С. 8–63. https://vk.com/wall-173410493_9
4.
4. Howe N., Strauss W. Generations: The history of America’s future, 1584 to 2069. Morrow, 1991. 538 p. https://archive.org/details/GenerationsTheHistoryOfAmericasFuture1584To2069ByWilliamStraussNeilHowe/page/n15/mode/2up
5.
5. Tapscott D. Growing up digital: the rise of the net generation. New York: McGraw-Hill, 1998. https://archive.org/details/growingupdigital0169taps/mode/2up
6.
6. Koutropoulos A. Digital natives: Ten years after // MERLOT Journal of Online Learning and Teaching.2011. Vol. 7. № 4. https://jolt.merlot.org/vol7no4/koutropoulos_1211.htm
7.
7. Фрумкин К. Г. Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культуры // Ineternum. 2010. № 1 (2). С. 26–36. https://cyberleninka.ru/article/n/globalnyeizmeneniya-v-myshlenii-i-sudba-tekstovoy-kultury
8.
8. Горобец Т. Н., Ковалев В. В. «Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти // Мир психологии. 2015. № 2 (82). С. 94–100. https://elibrary.ru/download/elibrary_23826337_88860909.pdf
9.
9. Старицына О. А. Клиповое мышление vs образование. Кто виноват и что делать? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. № 2 (23). С. 270–274.
10.
10. Дорф Т. В., Мироненкова Н. Н. Рекомендации к проведению лекций студентам с клиповым мышлением // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 6-1.С. 71–73. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2021-6-1-71-73
11.
11. Землинская Т. Е, Ферсман Н. Г. Методики вузовского обучения в контексте клипового мышления современного студента // Terra Linguistica. 2016. № 4 (255). С. 153–160. https://doi.org/10.5862/JHSS.255.18
12.
12. Козырева Г. И., Колупаева Е. А., Книга М. Д., Собкалова М. И. К вопросу обучения поколения Z // Образование и право. 2023. № 1. С. 77–80. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2023-1-77-80
13.
13. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. Т. 8. № 1. С. 45–54. https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n1/47607
14.
14. Зильберман Н. Н. Отвечаем на вызовы поколения Z в университете (из опыта преподавания) // EdCrunch Томск: материалы Международной конференции по новым образовательным технологиям (г. Томск, 29–31 мая 2019 г.). Томск: ТГУ, 2019. С. 244–252.
15.
15. Мухаметзянова Ф. Г., Степанова К. И. Размышления о новых поколениях обучающихся и особенности поколения альфа в глобальном образовании // Глобальная экономика и образование. 2021. № 2. С. 42–50. https://cyberleninka.ru/article/n/razmyshleniya-o-novyh-pokoleniyah-obuchayuschihsya-i-osobennosti-pokoleniya-alfa-vglobalnom-obrazovanii
16.
16. Бесчасная А. А. Поколение Дельта: в поисках характеристик российского поколения настоящего-будущего // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23. № 4. С. 7–39. https://doi.org/10.31119/jssa.2020.23.4.1
17.
17. Шукова Г. В. Интенсивность цифрового опыта и возрастные особенности когнитивных процессов // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 27. С. 6. https://doi.org/10.54359/ps.v6i27.726
18.
18. Фирсова А. М., Пуре Н. М., Треушников И. А. Молодежь и нравственный выбор сегодня (на примере преподавания учебной дисциплины «Основы духовно-нравственной культуры сотрудника органов внутренних дел» в Нижегородской академии Министерства внутренних дел России) // Мир науки. Педагогика и психология. 2024. Т. 12. № 4. https://mir-nauki.com/PDF/98PDMN424.pdf
19.
19. Пфаненштиль И. А., Панарин В. И. Цифровое образовательное пространство и проблема «расчеловечивания» // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 2. С. 3656–3665. https://doi.org/10.15372/PEMW20200202
20.
20. Хохлов В. В., Андрейкин А. Б. Виды современных лекций и их характеристика // Смоленский медицинский альманах. 2020. № 4. С. 33–37. https://doi.org/10.37963/SMA.2020.4.33