Авторы
- Бугаев Максим Константинович
Аннотация
В современных реалиях все острее встает вопрос о человеке как личности и его ценностях. Из официальных источников все чаще слышны призывы к обретению самосознания и духовности, сохранению традиционных ценностей. В связи с этим высшую степень релевантности приобретает проблема прояснения семантики
ценности, причем такой, в котором бы в полной мере была выражена ее социально-онтологическая природа.
В проведенном исследовании ценность представляется как явление с трояким основанием. Выделяется ее внутренняя — трансцендентально-феноменологическая сторона, и внешняя — объективно-идеальная. Обе ипостаси ценности концептуально соединяются через плоскость практической деятельности человека, служащей связью между субъективной и объективной аксиологией.
Таким образом, ценность предстает в трех формах. С одной стороны, она есть ноэматический смысл жизненного мира, о чем пишут Э. Гуссерль и Н. М. Смирнова. В таком виде ценность проявляется в самосознающем аксиологическом Я, включающем иерархически выстроенную активную область субъективных жизненных смыслов (Мое), а также Другого как особый вид внутренней ценности. С другой стороны, ценность может принимать идеальную форму образца, или идеала, способного к отчуждению в объективное социальное пространство. В таком случае она приобретает автономность и самостоятельно приобщается к субъекту, о чем свидетельствуют теории П. Бурдье и А. А. Ивина.
Наконец, с праксеологической точки зрения ценность представляет собой социальный интерес личности, обусловленный мотивом, целью и средствами социального действия как рационально-ценностного поведения человека. Такое понимание ценности освещается в трудах М. Вебера, А. Шюца и Т. Парсонса.
Как ссылаться
Бугаев, М. К. (2025). О ЦЕННОСТИ В ТРЕХ ОНТОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ: К МЕТОДОЛОГИИ ФИЛОСОФСКО- АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Вестник МГПУ, серия «Философские науки», № 1 (53), 63. https://doi.org/10.24412/2078-9238-2025-153-63-78
Список литературы
1.
1. Платонов Р. С. Коллективная моральная ответственность: проблема концептуализации // Этическая мысль. 2024. Т. 24. № 2. С. 76–90. https://doi.org/10.21146/2074-4870-2024-24-2-76-90
2.
2. Коваль Е. А., Мартынова М. Д. Трансформация моральных норм и ценностей в эпоху больших данных // Этическая мысль. 2024. Т. 24. № 2. С. 105–119. https://doi.org/10.21146/2074-4870-2024-24-2-105-119
3.
3. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / пер. с нем. М.: Республика, 1998. 413 c.
4.
4. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / пер. с нем. А. В. Михайлова. М.: Академический Проект, 2009. 489 c.
5.
5. Смирнова Н. М. Социальная феноменология в изучении современного общества. М.: Канон+; Реабилитация, 2009. 400 c.
6.
6. Гуссерль Э. Картезианские медитации / пер. с нем. В. И. Молчанова. М.: Академический Проект, 2010. 229 с.
7.
7. Питерсон Дж. Карты смысла. Архитектура верования / пер. с англ. А. Сучковой. СПб.: Питер, 2022. 768 с.
8.
8. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто / пер. с фр. В. И. Колядко. М.: АСТ, 2024. 928 с.
9.
9. Штирнер М. Единственный и его собственность / пер. с нем. Б. Гиммельфарба, М. Гохшиллера. М.: АСТ, 2024. 480 c.
10.
10. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики / пер. с нем. М.: Мысль, 1974. 452 с.
11.
11. Бажанов В. А., Конопкин А. М. Человек как открытое многообразие (размышление над книгой «Человек как открытая целостность») // Вопросы философии. 2024. № 1. С. 58–66. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-1-58-66
12.
12. Зубец О. П. Ральф Эмерсон и Аристотель: опора на себя versus самодостаточность // Этическая мысль. 2024. Т. 24. № 1. С. 48–69. https://doi.org/10.21146/2074-4870-2024-24-1-48-69
13.
13. Андрианова Е. В., Давыденко В. А., Худякова Ю. Концепция «жизненного мира» в символическом интеракционизме, феноменологии и прагматиках коммуникативного действия. Ч. 1 // Социальное пространство. 2024. Т. 10. № 1. С. 1–29.
https://doi.org/10.15838/sa.2024.1.41.2
14.
14. Маслова А. В. Диалог непересекающихся семиосфер в едином пространстве культуры // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2023. № 4 (872). С. 163–169. https://doi.org/10.52070/2542-2197_2023_4_872_163
15.
15. Бубер М. Я и Ты / пер. с нем. М.: АСТ, 2024. 173 с.
16.
16. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихина. М.: Академический Проект, 2011. 460 c.
17.
17. Porcheddu R. Taking ‘end’ seriously. Some remarks on the relation between Kant’s concept of an end and the end in itself // Философский журнал. 2023. Т. 16. № 2. С. 176–190. https://doi.org/10.21146/2072-0726-2023-16-2-176-190
18.
18. Вебер М. Понимающая социология / пер. с нем. М. И. Левиной. М.: АСТ, 2021. 480 c.
19.
19. Шюц А., Парсонс Т. Теория социального действия: переписка / пер. с англ. А. М. Корбута. М.: Элементарные формы, 2021. 224 c.
20.
20. Ивин А. А. Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении. М.: Проспект, 2022. 352 c.
21.
21. Pareto V. The мind and society. Vol. I. New York: Harcourt, Brace & Co., 1935. 497 p.
22.
22. Бурдье П. Социология социального пространства / пер. с фр. СПб.: Алетейя, 2007. 288 с.
23.
23. Бурдье П. Структура, габитус, практика / пер. с фр. Н. А. Шматко // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 2. С. 44–59. https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-gabitus-praktika?ysclid=m5b36nlskx606802955
24.
24. Шульга Е. Н. Проблематика предпонимания в герменевтике, феноменологии и социологии. М.: ИФ РАН, 2004. 173 c.
25.
25. Момджян К. Х. Ориентационные и мотивационные детерминанты общественного сознания // Философский журнал. 2024. Т. 17. № 4. С. 5–22. https://doi.org/10.21146/2072-0726-2024-17-4-5-22
26.
26. Никифоров А. Л. Какое будущее ждет человечество? // Философский журнал. 2021. Т. 14. № 3. С. 82–95. https://doi.org/10.21146/2072-0726-2021-14-3-82-95