Авторы
- Черезов Александр Евгеньевич Доктор философских наук, профессор
Аннотация
В статье анализируется природа источника самодвижения, самоорганизации. Исследуется принцип раздвоения живых систем на материальную и идеальную
формы. Такую структуру, лежащую в основе принципа живых систем, Гегель называет понятием, под которым понимается внутренняя цель, душа. В этом вопросе он ссылается на Канта и Аристотеля. В центре внимания — принцип «причина самого себя» (Спиноза) и принцип живого как «самоцель» (Аристотель), который выражает сущность живых существ. Анализируется проблема как понимать природу понятия в гносеологическом либо онтологическом плане. Согласно А. Деборину, понятие следует рассматривать как гносеологическую категорию, инструмент мышления. Понятия нашли свое место в человеческой голове субъекта познания. Однако, согласно Гегелю, понятие — это внутренняя цель, идеальная душа живых существ. Поэтому понятие как атрибут живого появляется намного раньше эволюции человека как субъекта познания. Эти две противоположные точки зрения затрагивают существо развития понятия, как принципа положенного в основу идеи. С научной точки зрения все живое раздвоено на две противоположные формы: генотип и фенотип. Генотип — это генетическая информация, а фенотип — это развивающийся организм. При этом информационная форма переходит в материальную реализацию в виде формирующегося организма в эмбриогенезе. Представляет интерес анализ Гегелем природы материи, которая выступает как первичное в процессе чувственного восприятия. Источник самодвижения, самоорганизации по своей структуре раздвоен на идеальную и материальную формы, при этом каждая из противоположных форм снимает свою противоположность. В результате две формы оказываются замкнутыми друг на друга, образуя кольцевую систему. Возникает процесс постоянного воспроизводства, кругооборот, или замкнутая петля. Такой процесс применительно к товарно-денежным отношениям К. Маркс назвал перпетуум-мобиле.
Как ссылаться
Черезов, А. Е. (2024). ПРИНЦИП САМООРГАНИЗАЦИИ В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ Вестник МГПУ, серия «Философские науки», № 1 (49), 46. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2024.49.1.4
Список литературы
1.
1. Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 371–404.
2.
2. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М.: Мысль, 1977. 470 с.
3.
3. Гегель. Энциклопедия философских наук. Ч. 1. Логика. М.; Л.: Гос. изд-во, 1930. 368 с.
4.
4. Гегель. Наука логики. СПб.: Наука, 1997. 799 с.
5.
5. Гегель. Философия природы. М.; Л.: Соцэкгиз, 1934. 683 с.
6.
6. Гегель. Работы разных лет. Т. 2. М.: Мысль, 1971. 629 с.
7.
7. Деборин А. Гегель и диалектический материализм // Энциклопедия философских наук. Ч. 1. Логика. М.; Л.: Гос. изд-во, 1929. 93 c.
8.
8. Эйген М. Самоорганизация материи и эволюция биологических макромолекул. М.: Мир, 1973. 214 с.
9.
9. Черезов А. Е. Диалектическая логика Г. Гегеля // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки». 2020. № 2 (34). С. 38–45.
10.
10. Черезов А. Е. Философские проблемы биологии и методологии познания. М.: МГПУ, 2007. 111 с.