Главная Выпуски 2023, №1 (45)

МИФОТВОРЧЕСТВО В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Социальная философия , УДК: 130.2 DOI: 10.25688/2078-9238.2023.45.1.2

Авторы

  • Сельдинова Дарья Олеговна
  • Кожевников Сергей Борисович доктор философских наук

Аннотация

В статье предпринимается исследование мифа в качестве важного элемента социальной жизни современного человека. Предметом исследования выступают практики консьюмеризма, в которых авторами обнаружены черты, присущие мифологическому сознанию. Актуальность исследования обусловлена важностью анализа потребительского общества и степени влияния потребительских рынков на сознание современного человека. В качестве материала исследования используются данные, полученные в социальной и культурной антропологии, а также в теории менеджмента. Авторы исследуют практики дистрибуции, используемые компаниями на российском рынке, в частности превращение техники из вспомогательного устройства в самостоятельный объект желания. Такая потребительская инверсия вызывает ассоциации с ожиданием чуда, характерным для массового сознания прежних исторических эпох. Авторы изучают практики актуализации компаниями суггестивного потенциала языка социальной коммуникации, прототипом которого выступает язык мифа. Миф рассматривается в качестве универсального кода культуры, выполняющего функции интеграции социального и культурного опыта. В условиях господства экономической рациональности и потребительского рынка потребительское поведение выступает аналогом магических практик, связанных с поисками «оберега». Авторы приходят к выводу, что мифологический образ товара в сознании потребителя приобретает вид бренда. Потребитель, отдавая предпочтение определенному бренду, реализует символическую потребность в структурировании своего жизненного пространства. Изучение мифотворчества в современной массовой культуре проясняет психологические и антропологические предпосылки предпочтений покупателя на рынке товаров и услуг.

Как ссылаться

Сельдинова, Д. О. & Кожевников, С. Б. (2023). МИФОТВОРЧЕСТВО В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЕ Вестник МГПУ, серия «Философские науки», 2023, №1 (45), 21. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2023.45.1.2
Список литературы
1. 1. Баркалова В. Репортаж «Правил жизни» с рынка «Садовод». Дата публикации: 20.06.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravilamag.ru/articles/676502-palnyy-rayon-reportazh-pravil-zhizni-s-rynka-sadovod/ (дата обращения: 26.12.2022).
2. 2. Бодрийяр Ж. Система вещей / пер. с фр. С. Н. Зенкина. М.: Рипол классик, 2020. 253 с.
3. 3. Веблен, Торстейн Бунде (1857–1929). Теория праздного класса: пер. с англ. / вступ. ст. с. 5–56 С. Г. Сорокиной. М.: Прогресс, 1984. 367 с.
4. 4. Воеводина Л. Н. Мифология и культура: учеб. пособие. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 356 с.
5. 5. Ермоленко Г. А., Кожевников С. Б. Арт-практики массовой культуры: функционализм, минимализм, сетевые коммуникации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 5. С. 93–98.
6. 6. Ермоленко Г. А., Кожевников С. Б. Когерентная концепция истины и метафоризация языка философии // Проблемы современного образования. 2018. № 2. С. 9–18.
7. 7. Ильин А. Н. Инфраструктура общества потребления // Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, новации: материалы Международной научно-практической конференции. Омск: Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), 2016. С. 1098–1106.
8. 8. Куренной В. 7 фактов о трансформации жизненных установок современного человека [Электронный ресурс] // ПостНаука. 2012. 2 ноября. URL: https://postnauka.ru/faq/6214 (дата обращения: 28.10.2022).
9. 9. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / пер. с фр. Б. И. Шаревской. М.: Академический проект, 2020. 430 с.
10. 10. Лосев А. Диалектика мифа. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2022. 320 с.
11. 11. Ильин В. И. Россия как реальность. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность [Электронный ресурс] // Мир России. 2005. № 2. С. 3–40. URL: https://www.hse.ru/data/2010/12/31/1208181138/2005_n2_p3-40.pdf (дата обращения: 26.12.2022).
12. 12. Обуховская Э. Не заработала, а визуализировала: как строят империи на медитациях и осознанном образе жизни. Дата публикации: 10.09.2021 [Электронный ресурс] // PEOPLETALK. URL: https://peopletalk.ru/article/ne-zarabotala-a-vizualizirovalakak-stroyat-imperii-na-meditatsiyah-i-osoznannom-obraze-zhizni/ (дата обращения: 26.12.2022).
13. 13. Сибрук Д. Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры / [пер. с англ. В. Козлов]. М.: Ад Маргинем Пресс, 2012. 238 c.
14. 14. Стругацкий А. Н. Понедельник начинается в субботу: сказка для научных работников младшего возраста / А. Стругацкий, Б. Стругацкий; рис. Е. Мигунова. М.: Издательский дом Мещерякова; АСТ, 2017. 320 с.
15. 15. Фромм Э. Иметь или быть? / пер. с нем. Э. М. Телятниковой. М.: АСТ; Астрель, 2011. 314 с.
16. 16. Что такое бренд? [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». URL: https://marketing.hse.ru/news/385999513.html (дата обращения: 26.10.2022).
17. 17. Kenton W. What Are Intangible Assets? Examples and How to Value. Updated March 20, 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.investopedia. com/terms/i/intangibleasset.asp#:~:text=An%20intangible%20asset%20is%20an, vehicles%2C%20equipment%2C%20and%20inventory (дата обращения: 26.12.2022).
Скачать файл .pdf 317.18 кб