Авторы
- Кожевникова Маргарита Николаевна кандидат философских наук
Аннотация
Концепт проекта в XX в. вошел в культуру, в широкие сферы теоретической мысли и области практики, в частности в педагогику и образование, поэтому
феномен проекта, при его актуальности, требует более подробного осмысления. В особенности это касается проблемы соотнесения эстетического (в значении чувственного) и этического измерений в проекте, поскольку, при росте активизма в современной жизни, непроясненность этой проблемы ведет ко все более ощутимым для человека и человечества последствиям, проявляющим незрелое состояние массового сознания («людей-детей») в катастрофических для мира действиях. Представленное исследование, в котором феномен проекта анализируется в рамках разрабатываемой автором теории субъектностной антропологии как один из центральных для опыта человека взрослого (Homo edultus), обнаруживает природу этого феномена, исходящую из отношений с другим/Другими; его причины; его отличие от проекции как феномена, присущего незрелому сознанию, — и таким образом, в силу выявленных особенных характеристик, является следующим шагом в развитии понимания проекта, сравнительно с прошлыми трактовками (Хайдеггера, Сартра, Дьюи, Арендт). В связи с природой проекта было раскрыто воплощаемое в нем единство эстетического и этического измерений, несмотря на известную противоречивость этих категорий, проанализированную Кьеркегором и Хюбнером, достигаемое благодаря соединению в его генезисе жизненного смысла, служащего счастью самого человека,
и избытка другого, представляющего сторону мира. В решении проблемы противоречия предложено уточнение самой сути этического, которое обусловлено социальным измерением, но не тождественно ему, проявлящейся в максимальной степени в этике альтруизма. Этическое измерение способно противостоять социальному в проектах в условиях агрессивного социума тоталитарного общества.
Как ссылаться
Кожевникова, М. Н. (2022). ФЕНОМЕН ПРОЕКТА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА — ВСТРЕЧА ЭСТЕТИЧЕСКОГО (ЧУВСТВЕННОГО) И ЭТИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЙ Вестник МГПУ, серия «Философские науки», 2022, №4 (44), 20. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2022.44.4.2
Список литературы
1.
1. Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни / пер. с нем. и англ. В. В. Бибихина. СПб.: Алетейя, 2000. 630 с.
2.
2. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа / пер. с нем. Г. Г. Шпета. М.: Наука, 2000. 495 с.
3.
3. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии: переводы / сост. и послесл. П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. С. 163.
4.
4. Грицанов А. А. Складка // Новейший философский словарь. Постмодернизм / [гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов]. Минск: Соврем. литератор, 2007. С. 229–231. URL:https://royallib.com/read/gritsanov_aleksandr/noveyshiy_filosofskiy_slovar_postmodernizm.html#4669440 (дата обращения: 01.10.2021).
5.
5. Делёз Ж. Складка. Лейбниц и барокко / общ. ред. и послесл. В. А. Подороги; пер. с фр. Б. М. Скуратова. М.: Логос, 1997. 264 с.
6.
6. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: в 15 т. Т. 6. Л.: Наука, 1988. 669 с.
7.
7. Ищенко Н. И. Аналитика Dasein Мартина Хайдеггера и проблема временности // Артикульт. 2016. № 4 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analitika-daseinmartina-haydeggera-i-problema-vremennosti (дата обращения: 02.09.2022).
8.
8. Кожевникова М. Н. Концепт «Роста-развития» у Дьюи как метод и результат // Философия образования. 2013. № 5. C. 122–130.
9.
9. Кожевникова М. Н. Феномен субъектности: проблемы интерпретации // Ценности и смыслы. 2020, № 6 (70). С. 31–45.
10.
10. Кожевникова М. Н. Опыт человека (К осмыслению образования человека): монография. СПб.: Изд-во РХГА, 2022. 228 c.
11.
11. Кропоткин П. А. Этика. М.: Изд-во политической литературы, 1991. URL: https://iphras.ru/elib/Kropotkin_Eth.html (дата обращения: 02.09.2022).
12.
12. Кьеркегор С. Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал // Наслаждение и долг. 3-е изд. Киев: AirLand, 1994. С. 313–314.
13.
13. Лакан Ж. Введение в реальность // Семинары. Кн. 7. Этика психоанализа. М.: Логос, 2006. 310 с.
14.
14. Сартр Ж. П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм, пер. В. В. Бибихина // «Проблема человека в западной философии». М.: Прогресс, 1988. С. 208.
15.
15. Сартр Ж. П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. М.: Республика, 2000. 639 с.
16.
16. Сысоев Т. А. Скука и лень: философско-этический анализ // Философия и общество. 2019. № 3. С. 106–125.
17.
17. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
18.
18. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997. 503 с.
19.
19. Хюбнер Б. Произвольный этос и принудительность эстетики. Минск: Пропилеи, 1996. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000966/index.shtml (дата обращения: 02.09.2022).
20.
20. Dewey J. How We Think. Boston: D. C. Heath, 1910. URL: https://archive.org/details/howwethink000838mbp (дата обращения: 02.09.2022).
21.
21. Dewey J. How We Think: A Restatement of the Relation of Reflective Thinking to the Educative Process. Lexington, MA: D. C. Heath, 1933. 301 p.
22.
22. Larry A., Moore M. «Deontological Ethics». The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Winter 2021 Edition), Edward N. Zalta (ed.). URL: https://plato.stanford.edu/archives/win2021/entries/ethics-deontological/ (дата обращения: 02.09.2022).