Авторы
- Миркушина Лия Рафиковна кандидат философских наук
Аннотация
Статья посвящена формированию новых представлений поэтесс, философов об изменении собственной женской роли в общественной жизни на рубеже XIX–XX столетий. В работе рассматриваются творческие искания Зинаиды Гиппиус, Зиновьевой-Аннибал, Анны Мар, М. В. Безобразовой, А. Ахматовой, М. Цветаевой, которые под воздействием процесса эмансипации в Европе, расширения доступа к высшему образованию, а также появления героинь нового типа в русской литературе XIX в. чувствуют необходимость реализоваться не только в личной, но и в общественной жизни. Автор отмечает, что эпоха Серебряного века подарила новый идеал женщины, которая, преодолевая себя, стремилась избавиться от влияния устоев патриархального общества, но при этом сохранить традиционные женские свойства. Культурно-художественное пространство и философская мысль начала XX в., демонстрируя главные идеи эпохи, все больше начала уделять внимание вопросу взаимоотношения полов, в частности пыталось переосмыслить женский вопрос. Все более распространенным и обыденным явлением становилось отстаивание прав женщин, при этом жертвующих своими собственными интересами исключительно по идейным соображениям. Эта тенденция стала яркой чертой нашей культуры всего ХХ столетия и не потеряла своей актуальности в настоящее время, трансформируясь, конечно, в реалиях
времени. К сожалению, значительное влияние на формирование эстетических и идеологических концепций оказывало несовпадение преобладающих
стандартов о женском начале с их потребностью к самоутверждению, которая стала отличительной особенностью эпохи.
Как ссылаться
Миркушина, Л. Р. (2022). ТРАНСФОРМАЦИЯ ФЕМИННОГО ОБРАЗА В КУЛЬТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛА XX в. Вестник МГПУ, серия «Философские науки», 2022, №1 (41), 74. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2022.41.1.07
Список литературы
1.
1. Ахматова А. А. Когда в тоске самоубийства. Поэзия Серебряного века. M.: Эксмо, 2019. 672 с.
2.
2. Ахматова А. А. Молитва. Собрание соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Правда, 1990. 99 с.
3.
3. Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Документальные материалы). М.: РИК Русанова, 1998. 405 с.
4.
4. Бальмонт К. Избранное. М.: Диамант, 1997. 448 с.
5.
5. Безобразова М. В. Розовое и черное из моей жизни. М.: Аграф, 2009. 480 c.
6.
6. Воронина О. А. Женщины и художественное творчество: гендерный анализ // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 5 (116). С. 217–224.
7.
7. Дорфман Л. «Серапионова сестра» Елизавета Полонская и критическое восприятие женской лирики // Преображение. Русский феминистский журнал. М., 1996. № 4. С. 46–53.
8.
8. Ерохина Т. И. Трансформация феминных стереотипов в советской культуре начала ХХ века // Верхневолжский филологический вестник. 2020. № 4 (23). С. 169–179.
9.
9. Исполатова С. К. Самосознание женщины как фактор обновления общественного строя // Труды Первого Всероссийского женского съезда (10–16 декабря 1908 г., г. Санкт-Петербург). С. 197–205.
10.
10. Калачина Л. В. Феномен женской маски в культурно-художественном пространстве серебряного века: автореф. дис. … канд. культурологии: 24.00.01 теория и история культуры. Саранск, 2010. 19 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19322889 (дата обращения: 21.10.2021).
11.
11. Кардапольцева, В. Н. Женские лики России. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2000. 160 с.
12.
12. Кравченко В. В. Творчество М. В. Безобразовой: из предыстории гендерных исследований в России // История философии. 2016. Т. 21. № 1. С. 32–40.
13.
13. Макшеева К. Нравственная сторона русской женщины в литературе и в жизни // Труды Первого Всероссийского женского съезда (10–16 декабря 1908 г., г. Санкт-Петербург). С. 277–284 // Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Документальные материалы). М.: РИК Русанова, 1998. 405 с.
14.
14. Мандельштам О. Литературная Москва // О. Мандельштам. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1990. 275 с.
15.
15. Мандельштам О. Э. Письмо о русской поэзии // О. Мандельштам. Соч.: в 2 т. / cост. О. Дорофеева. Т. 2. Проза. М.; Тула: Филин, 1994. 383 с.
16.
16. Михайлова М. В. Лица и маски русской женской культуры Серебряного века // Гендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках. Харьков: ХЦГИ, 1998. С. 117–132.
17.
17. Михайлова М. Диалог мужской и женской культур в русской литературе Серебряного века: «Cogito ergo sum» – «Amo ergo sum» // Russian Literature. North-Holland. 2000. Т. 45. С. 47–70.
18.
18. Первое общее собрание в зале Городской Думы 10 декабря 1908 г. Труды Первого Всероссийского женского съезда (10–16 декабря 1908 г., г. Санкт-Петербург) // Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Документальные материалы). М.: РИК Русанова, 1998. 405 с. С. 169–181.
19.
19. Цветаева М. И. Стихотворение Памяти Беранже, авторский сб. «Волшебный фонарь». М.; СПб.: Азбука-Аттикус, 2019. 1024 с.
20.
20. Цветаева М. И. Стихотворения (1906–1916). М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 592 с.
21.
21. Boym S. «Loving in Bad Taste. Eroticism and Literary Excess in Marina Tsevetaeva’s ‘The Tale of Sonechka’» // Sexuality and the Body in Russian Culture / eds. J. Costlow, S. Sandier, J. Vowles. Stanford, CA: Stanford University Press, 1993. 357 р.