Главная Выпуски 2022, №1 (41)

ПАТРИОТИЗМ КАК ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Социальная философия , УДК: 101.1:316 DOI: 10.25688/2078-9238.2022.41.1.03

Авторы

  • Гогиберидзе Георгий Меджидович доктор педагогических наук, профессор
  • Скрынник Максим Анатольевич

Аннотация

В статье рассматривается патриотизм как ценностный и целевой ориентир социального сотрудничества сфер образования и культуры. Об актуальности исследуемой проблемы говорит тот факт, что в постсоветскую эпоху отношение российских граждан к патриотизму в разных социальных группах колебалось от полного неприятия до безусловной поддержки. Насущным остается изучение причин такого положения. Значимость аксиологического аспекта определяется выявлением ценностно-смысловых установок гражданской идентичности современных россиян, которые, согласно концепции культурной травмы (П. Штомпка), находятся в континууме двух типов: от использования активных стратегий совладания с трудностями до пассивной стратегии примирения с ними. Исходя из этого, поставлена цель исследования: выявить эффективные формы и методы управления процессом гражданско-патриотического воспитания с использованием потенциала различных социальных институтов. Данная цель обусловила выбор методов исследования: анализ научной и методической литературы; социологический опрос; открытое включенное наблюдение; системный и сравнительный анализ результатов учебно-воспитательной и просветительской деятельности; обобщение накопленного опыта. Теоретико-прикладное исследование позволило сделать вывод о том, что часть современной российской молодежи, вопреки распространенным стереотипам, обладает позитивной гражданской идентичностью. При этом основными идентификационными патриотическими символами остаются: победа в Великой Отечественной войне, покорение космоса, спортивные успехи соотечественников, а также достижения в сфере науки, образования, культуры и искусства. В то же время представители подрастающего поколения в современной России не находят события и процессы, которые могли бы обладать ценностным значением патриотизма. В условиях кризиса гражданской и культурной идентичности и распространения радикальной патриотической риторики как националистическими, так и космополитическимигруппами объединение усилий социальных институтов образования и культуры позволит создать востребованный в современном российском обществе мультидисциплинарный практико-ориентированный продукт: научно обоснованную систему воспитания, нацеленную на формирование патриотических установок и ценностных ориентаций.

Как ссылаться

Гогиберидзе, Г. М. & Скрынник, М. А. (2022). ПАТРИОТИЗМ КАК ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Вестник МГПУ, серия «Философские науки», 2022, №1 (41), 33. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2022.41.1.03
Список литературы
1. 1. Абрамов А. Патриотическая идеология в России: этапы эволюции // Молодежная политика, воспитательная и патриотическая работа: практика XXI века: мат-лы Всероссийской науч.-практ. конференции. М.: РГУТиС, 2014. С. 6–14.
2. 2. Агаев А. Патриотизм и интернационализм советского человека. М.: РГСУ, 2015. 350 с.
3. 3. Баранов А. В., Пеницын Ю. А. Изменения приоритетов молодежной политики России в контексте укрепления единства российской нации // PolitBook. 2017. № 3. С. 27–41.
4. 4. Габеркорн А. И. Формирование концепта патриотизма в российской политической мысли // Теории и проблемы политических исследований. 2019. Т. 8. № 4 А. С. 19–28.
5. 5. Гаврилюк В., Маленков В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социологические исследования. 2012. № 4. С. 44–50.
6. 6. Гогиберидзе Г. М., Шаповалова О. В. Формирование российской идентичности в московском образовательном пространстве. М.: МГПУ, 2016. 124 с.
7. 7. Добреньков В. И. Сталинградская битва — глобальный урок истории // Вестник Московского ун-та. Серия 12: Политические науки. 2020. № 3. С. 17–31.
8. 8. Завершинский К. Ф. «Патриотизм элит» как дискурсивное измерение символических структур национальной памяти // Власть и элиты. 2020. Т. 7. № 2. С. 81–103.
9. 9. Кондраль Д. П., Кузьмин А. Г. Модернизация политической системы современной России: развитие консервативных и национал-патриотических проектов // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 4 (81). С. 21–32.
10. 10. Лебедева Л. Г. Патриотизм против национализма в преемственной связи российских поколений // Вестник Самарского муниципального ин-та управления. 2017. № 3. С. 108–113.
11. 11. Лебедева Л. Г. Социо-институциональные основы преемственности поколений в современном российском обществе // Известия Уральского федерального ун-та. Серия 3. Общественные науки. 2018. № 4 (170). С. 57–68.
12. 12. Мареева С. В. Ценностная палитра современного российского общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные переменные. 2014. № 4. С. 50–65.
13. 13. Миронов В. В. Культура в пространстве глобальной коммуникации // Вестник Российского философского общества. 2012, № 1 (21). С. 19–31.
14. 14. Павлов Б. С., Гогиберидзе Г. М., Пацула А. В. Актуальные модели государственной и региональной политики в сфере патриотического воспитания. М.: ИНФРА-М, 2021. 154 с.
15. 15. Пушкарева И. Идея патриотизма в истории советской и русской педагогики // Методические ориентиры. Пилотный вып. М., 2011. С. 11–15.
16. 16. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности // ЭОН Альманах старой и новой культуры. Вып. 1. М., 1994. C. 55–100.
17. 17. Рубцова М., Кексин А. «Идея государства» и «идея народа» как философские категории // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 4–2 (42). С. 167–169.
18. 18. Трофимова И. Н. Гражданский активизм в современном российском обществе: особенности локализации // Социологические исследования. 2015. № 4. С.72–77.
19. 19. Штомпка П. Социология: Анализ современного общества / пер. с польского С. М. Червонной. М.: Логос, 2005. 664 с.
20. 20. Janowitz, M. The reconstruction of patriotism: Education for civic consciousness. Chicago: University of Chicago Press, 2013. 220 p.
21. 21. Sandahl, J. Civic consciousness: A viable concept for advancing students’ ability to orient themselves to possible futures? // Historical Encounters: A journal of historical consciousness, historical cultures, and history education. 2015. № 2 (1). P. 1–15.
Скачать файл .pdf 317.21 кб